На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ПЛАНОВЫЙ И САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

 

По своей внутренней организационной природе туризм различается на плановый и самодеятельный.

Плановый туризм — любые виды туризма на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма, то есть предприятиями сферы туризма. Плановый туризм регулируется государством законодательными и нормативными актами. Он и составляет основу мировой индустрии массового туризма.

На основе длительного изучения потребностей сформировался вполне ясный по своему содержанию комплект туристских услуг, входящий практически в любой турпакет — бронирование, перевозка, размещение, питание, развлечение. Это основные составляющие любого тура. В зависимости от вида и разновидности туризма доля и стоимость каждой составляющей может быть различна или даже не существовать вовсе. Плановый туризм предусматривает, что все эти элементы тура будут отвечать единой цели, гармонично взаимно дополнять друг друга и быть точно увязанными по времени, то есть следовать один за другим по этапам исполнения программы. Советскими апологетами туристской науки были даже придуманы так называемые программные туры. Тур должен быть строго выдержан в идеологическом ключе. Если мавзолей (дом-музей, дом-сарай, дом-шалаш, имярек) посещается, значит, тур программный и имеет надлежащий приоритет, если не посещается, то иной. Верность организаторов туризма идеям политического строя оценивалась по количеству программных туров.

Программа тура — его суть. Насколько хороша и продумана программа до минут пребывания в том или ином месте, включая и свободное время, используемое туристом по его личному усмотрению, настолько хорош и популярен тур. Программа должна учитывать физические возможности туристов по возрастным категориям и иным признакам, изменения часовых поясов, приспособляемость организма к климатическим изменениям, насыщению и возможности восприятия информации и др. Составление программы тура — интересная и важная часть работы туроператора. Однако не редко туроператор планирует только программу в самом общем виде, позволяя (оставляя возможность) туристу несколько изменить отдельные составляющие. Так, турист может лететь не экономическим, а бизнес-классом, взять размещение не в двухместном, а одноместном номере, в отеле лучшей или меньшей классности, ему предоставляется возможность выбора той или иной экскурсии или аттракции. Так, при посещении Парижа можно пойти в Лувр, но если очень хочется — турист может выбрать парк аттракции «ЕвроДисней». Глубина проработки программы и ее качество зависят от опытности организатора. Все мероприятия, включая свободное время, должны учитываться по минутам. Турист не должен ждать, и бесполезно терять оплаченное им время путешествия. Учитываются и такие важные мелочи, как резерв времени и возможность посещения туалета и другие.

Плановый туризм включает групповой и индивидуальный independent travellers.

Групповой плановый туризм

Исключительно по экономическим соображениям фирмы, предоставляющие туристские услуги, заинтересованы в разумно наибольшем объеме таких услуг, загрузке производственных мощностей. Чем больший поток туристов обслуживается и больше оборот, тем выгоднее дело, имеется возможность снизить цены и повысить конкурентоспособность услуг на туристском рынке. В целях интенсификации загрузки мощностей предприятий туристской индустрии этими предприятиями вводятся существенные скидки в цене на групповое обслуживание туристов.

Понятие группы туристов, в смысле ее минимальной численности, зависит от вида туристской услуги. Так, на некоторых видах транспорта групповой билет и соответственно групповую скидку в цене можно получить при численности группы туристов от 5-6 человек. При размещении отели и гостиницы предоставляют групповые скидки для группы, начиная с 11 человек. Однако если это дорогостоящая бизнес-группа, то минимальная численность может быть определена как 7 человек.

При меньшей численности туристы относятся к категории туристов- индивидуален и для них устанавливаются нормальные расценки и тарифы, обычно и принимаемые за базовые. Для примера стоимость обслуживания в гостинице: двухместное размещения для индивидуален 55—60 USD на человека, для групп туристов цена будет существенно ниже — 18-20 USD на человека. Аналогичные групповые скидки могут быть установлены на обслуживание в ресторанах, музеях, развлекательных центрах и др. На некоторые перевозчики, например, авиалинии для небольших коллективов индивидуалов, устанавливают особые скидки. Например, семья, следующая в поездку, может получить особую семейную скидку (билет на имя главы семьи) family plan.

Индивидуальный тур всегда дороже группового. Тем не менее, туристов, путешествующих в индивидуальном порядке, довольно много, и поэтому цены в каталогах предприятий сферы обслуживания указаны обычно для индивидуальных туристов. Групповые скидки — важная часть составляющей договорной работы организаторов туризма. Поэтому в целях экономии нередко ловкие туристы, следующие по гостевым приглашениям, покупают место в групповом туре, а далее по прибытию выходят из состава группы, возвращаясь позднее самостоятельно. Это вызывает глубокое раздражение иммиграционных служб, поскольку, с одной стороны, гостевая виза обычно стоит дороже туристской, установлен иной, обычно более жесткий, порядок ее получения и оформления. С другой стороны, такой турист выходит из-под контроля служб, контролирующих пребывание гостя (продолжительность пребывания, место проживания, найм на работу, обязательность выезда в указанное в визе время и др.

Начало плановому групповому туризму положил Томас Кук. Именно он первым придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, проживание, экскурсии и питание. Оказалось, что такая комплексная услуга понравилась туристам. Первоначально цели организации таких туристских путешествий были чисто религиозные, но затем начала бизнеса возобладали. Кук создал туристскую фирму, которая стала успешно развиваться. В 1841 г. им были организованы речные экскурсии по Темзе, далее он договорился с железной дорогой и организовал экскурсии выходного дня из Лейчестера в Ливерпуль и другие города Англии. За счет организации плановых туристских групп ему удалось получить существенную скидку в цене переезда по железной дороге, на размещение и другие услуги. В дальнейшем к экскурсионным услугам прибавилась услуга размещения в отеле с питанием, ставшая в последующем определяющей.

Эти принципы и легли в основу планового туризма, теорию и практику пэкидж-туров package-tour, package holiday, package travel. Томас Кук стал ведущим специалистом в туризме и основал одноименную туристскую компанию, которая сегодня является истинной империей мирового масштаба, наравне с американской фирмой Американ Экспресс. Отметим, что обе гигантские компании представляют собой более финансовый институт, чем туристскую фирму, поскольку занимаются финансами, страхованием и другими сферами туристской индустрии.

Следует твердо усвоить, что групповые цены на путешествие всегда ниже индивидуальных на 50% и более. Следовательно, они более выгодны для массового туриста. Однажды несведущий работник налоговой службы при очередной проверке предприятия возмущался и называл туристские фирмы дармоедами. «Ну, что они делают, за что получают деньги? Ведь билет на самолет я могу купить и без них, и визу получить, и приеду и куплю гостиницу, а уж поесть где угодно можно».

Такое суждение в принципе неверно. Туристская фирма:

a    проектирует туристский маршрут,

a    комплектует пакет, взаимоувязанный из различных услуг, согласованных по времени, уровню качества и цен, назначения, то есть организует самый интересный тур,

a    выискивает надежных партнеров, организующих прием в стране посещения,

a    добивается низких цен на услуги за счет получения групповых скидок,

a    получает визовую поддержку от своего партнера за рубежом,

a    сопровождает поездку, несет за нее ответственность и

a    обеспечивает безопасность туриста.

Эту разницу в ценах и хлопотах быстро поняли те, кто купил таймшер на Канарских островах. Вроде выгодно — 28 тыс. USD на 25 лет, то есть меньше тысячи долларов на двоих, а ведь в своем номере клубного отеля можно жить и вчетвером. НО!!!, визу надо получить самому (туристская фирма идет в консульство без очереди, а вам надо стоять сутками, ежедневно вписывая номер очереди на руке шариковой ручкой), авиабилет купить самому и по индивидуальной цене (индивидуальный тариф в три раза выше, чем групповой, а клубные скидки даются только на зарубежных авиалиниях), аэропорт на Тенерифе, а клуб расположен на Ланжеротте, добраться туда еще 100 USD на персону (и столько же обратно), нужно ежегодно (живешь, не живешь) платить за профилактику номера, питаться в дорогом клубном ресторане (бедные в этом клубе не живут, а, как известно, достаток у среднеобеспеченного европейца куда выше, чем у среднего россиянина), взять автомашину напрокат и... так до бесконечности. Конкретно, удовольствие таймшера хорошо, но только для тех, у кого есть деньги в достатке, даже по западным меркам. Следует отметить, что таймшер покупается минимум на срок 10 лет, а то и на 25 или 50 лет с правом наследования, уступки, купли-продажи, залога. Покупающий это чудо высокой технологии туризма должен ясно представлять свои финансовые возможности содержания таймшера и реальные обстоятельства пользования своим приобретением через пять лет и далее, а в случае наследования детьми, прогнозировать такой же достаток и для них — для покрытия немалых расходов, иначе это будет наследным подарочком детишкам в виде «троянского коня». Для рядового россиянина, даже способного разово выехать на дешевый заграничный курорт, — это совершенно недоступно. Непонимание, или точнее неадекватная оценка собственных реальных финансовых возможностей, приводит к многочисленным конфликтам в этой сфере туризма.

Индивидуальный плановый туризм

Определенная часть туристов предпочитает путешествовать индивидуально, по собственной программе. Это либо молодежь, странствующая по свету в период каникул, либо туристы, считающие, что они могут сами спланировать свое путешествие дешевле. Особую группу составляют состоятельные, богатые туристы и нувориши, заказывающие роскошные алькасары, парадоры или целые этажи в гостиницах, лимузины, яхты, отдельные самолеты. Среди последних есть и соотечественники.

Есть специализированные туристские фирмы, обслуживающие туристов-индивидуалов, например семьи. Они заказывают нестандартные пакеты обслуживания, для них проектируют специальные программы, бронируют туристское обслуживание. Это, конечно, отнимает много времени у организаторов, и такие услуги стоят недешево. Профессионально работающая туристская фирма организует 10-15 стандартизированных групповых туров по нескольким направлениям, рассчитанных на массового туриста, и также выполняет любые заказы туристов-индивидуалов.

Самодеятельный туризм

Если туристы обходятся при организации своего путешествия без участия организаторов туризма, в этом случае — это туризм (и все его разновидности) — самодеятельный.

Самодеятельный туризм — специфический вид туристской общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия (или без участия в основной части организации путешествия) организаторов туризма (туроператоров и туристских агентств).

Самодеятельный туризм основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Имеется судейский корпус, который присваивает звания участникам категорийных видов активного туризма: альпинизма, велотуризма, водного туризма на байдарках, лодках, плотах, и др.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)

|