На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

СБОР И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

 

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей можно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов изучаемого (технического, экономического, социального).

Наукой выработаны методики регистрации экономических, технических явлений и процессов, сложились соответствующие методы анализа. Что касается социальных процессов, то правила сбора, обработки и применения соответствующей информации относительно менее разработаны. Социологическая информация об индустрии развлечений может характеризовать процесс организации и управления соответствующими предприятиями, влияния результатов и факторы развития предприятий индустрии развлечений.

При планировании социологического исследования важно разрешение двух групп проблем: программно-методологических и организационных.

К программно-методологическим вопросам плана проведения социологического исследования относятся установление цели, задач исследования, определение объекта и предмета, составление программы исследования. Единицы изучаемой совокупности обладают множеством свойств. Существенные из них (исходя из цели исследования) включаются в программу исследования. Однако только часть изучаемых свойств имеет количественное выражение. Более сложным для дальнейшего анализа представляются так называемые качественные признаки, не имеющие количественной меры (например, профессия, мнения, особенности поведения личности).

Обычно качественным признакам присваивается то или иное количественное выражение. Инструментом для таких действий выступает шкала — эталонная система характеристик изучаемого признака. Социологи чаще всего обращаются к номинальным, порядковым или интервальным шкалам. Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, в вопросе, посвященном прогрессивным изменениям в театре, перечисляются возможные варианты этих изменений (улучшение условий труда, художественного руководства, социального климата и пр.). Порядковая шкала систематизирует (ранжирует) характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, ответить затрудняюсь. Порядковая шкала наиболее распространена на практике. В интервальной шкале каждому ее делению присваиваются баллы. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Перечисленные, а также более сложные шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

При разработке организационного плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Наблюдение всех единиц исследуемого объекта (генеральной совокупности), то есть проведение его сплошного исследования, не всегда дает оптимальные результаты. Часто для этого нет ресурсов, либо такая работа бессмысленна либо не гарантируется точность итоговых оценок. Поэтому предпочтительны несплошные исследования совокупности: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений можно собрать различными методами, прежде всего наблюдением, экспериментом, изучением документов, опросом.

При наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект. При этом он может невольно влиять на наблюдаемую ситуацию. Возрастает вероятность получения искаженных данных. Информация об оценках, мнениях человека вообще не выявляется. При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий. Изучение документов как носителей информации об объекте возможно как традиционным методом, так и формализованным, когда текст документа стремятся выразить количественными показателями. Различные опросы (в письменной и устной форме) являются наиболее распространенными методами сбора информации. Здесь основное внимание должно быть уделено подготовке вопросника. Вопросы возможны как открытые (предполагается ответ в свободной форме), так и закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов), полузакрытые. Для выявления существа исследуемого задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. От структуры анкеты, корректной формулировки вопросов зависит точность собираемых данных.

Анкетер не может дать гарантию, что все, ответившие на вопрос, поняли его одинаково, а также равно информированы о конкретной проблеме. Условность собранных данных усиливается при их обработке.

При анализе социологической информации важно два направления работ. Во-первых, необходимо описать полученные данные в общепринятой форме — для этого разрабатываются описательные методы статистики. Во-вторых, при переходе от выявленных фактов к обобщениям возникает круг специальных проблем, и развиваются методы, получившие наименование статистики выводов.

Наиболее полно описательная статистика применима для распределения количественных признаков или качественных признаков, но получивших количественную оценку. Имеются особые методы описания для качественных признаков.

Из различных описательных техник, наиболее часто используемых на практике, можно выделить построение рядов распределения, графиков, измерение показателей рядов распределения (прежде всего центральной тенденции и вариации признаков).

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемой совокупности в отношении определенного признака. Примеры рядов распределения приведены в табл. 2, 3. В дискретном ряду распределения (табл. 2) графа 1 содержит конкретные значения признака, а графа 2 — количество повторений этих значений (частоты). Частоты ряда распределения могут выражаться также относительными величинами (долями, процентами к итогу). Сумма частот совпадает с объемом наблюдаемой совокупности. Из приведенных данных следует, что наибольшая группа (18 чел. или 49% опрошенных) посетили спортивные зрелища 2 раза в течение месяца, 9,1% — ни разу. В интервальном ряду распределения (табл. 3) значения признака в графе 1 указаны в интервалах. Так, оценку качества аттракциона от 10 до 15 баллов имеют 28,6%, до 5 баллов и свыше 15 баллов — по 26%, от 5 до 10 баллов — 19,4% опрошенных. В ряде случаев рассчитывают накопленные частоты, когда при переходе от одного значения признака к другому (или от одного интервала к другому) последовательно наращивается частота первой записи. Из данных табл. 2 следует, что оценку качества аттракциона до 10 баллов включительно дают 35 чел., или 45,4% опрошенных, до 15 баллов включительно — 57 чел., или 74% опрошенных.

Дискретному ряду распределения соответствует график, именуемый полигоном, интервальному — гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Таблица 1.1.

Распределение анкетируемых по посещаемости спортивных зрелищ в течение месяца

Количество посещений спортивных зрелищ

Количество опрошенных человек

В проц. к итогу

Ни разу

4

9,1

1 раз

16

36,4

2 раза

18

40,9

3 раза и более

6

13,6

 

44

100

 

Таблица 1.2. Распределение анкетируемых по оценке качества аттракциона

Оценки качества аттракциона в баллах

Количество опрошенных человек

В процентах к итогу

Нарастающие проц. к итогу

минимальные

 

 

 

0-5

20

26,0

26,0

5-10

15

19,4

45,4

10-15

22

28,6

74,0

максимальные

 

 

 

15—20

20

26,0

 

 

77

100

100

 

Для измерения центральной тенденции и вариации признаков разработан обширный аппарат. Центральную тенденцию представляют средняя арифметическая, мода, медиана. Их роль состоит в том, чтобы в едином обобщающем показателе выразить типичный размер изучаемого признака. Наибольшие трудности вызывает корректное применение математических формул к особому социологическому материалу, необходимость соблюдения важнейших принципов расчета средних, прежде всего учет степени однородности совокупности, сочетание общих и групповых средних. Пестроту значений признаков, их отклонений от центральной тенденции характеризует большая группа показателей, среди них среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.

Числовая модель социологического объекта носит приблизительный характер. Представив деятельность клубного учреждения набором из 10 видов, имеется риск не включить в исследование одиннадцатый, быть может, по каким-то причинам важный признак, и таким образом обеднить модель. Кроме того, не все признаки, представленные моделью, равнозначны. Тогда возникает отнюдь не простая проблема их сопоставления. Еще сложнее обстоит дело с показателями вариации, которые при описании нескольких признаков приобретают довольно условный характер.

Один из важнейших моментов анализа социологической информации — выполнить сравнение нескольких величин. Сравнить — значит поставить рядом с целью выявления сходства или различия. Коль скоро сравнение позволяет оценивать неизвестное через ранее познанное, исследователь всегда стремится узнать новое. Например, социальным процессам присущи скорость и изменчивость. Необходимо знать, какие части структуры подвержены наибольшей, а какие — наименьшей изменчивости. Для корректного сравнения важны выполнение условий сравнимости показателей, соответствия изучаемого объекта применяемым методам. Интерес представляет расчет «нетрадиционных» показателей сравнения. Такова, в частности, величина дисгармонии — разность между измеренной и эталонной структурой совокупности.

Теория и приемы статистической проверки гипотез в настоящее время интенсивно развиваются. Математический аппарат позволяет получить точечную оценку показателя, которая является наилучшей характеристикой генеральной совокупности. Интервальная оценка устанавливает пределы, в которых располагаются наилучшие оценки. Теория вывода развивается как для показателей одной выборки, так и для нескольких выборок.

Исследователь располагает обширной совокупностью методов для измерения связей между признаками. Теоретически возможны различные формы связей — линейная и нелинейная, однако представление связей в виде линейных моделей оказывается в социологии наиболее приемлемым. Для измерения тесноты связи применимы коэффициенты корреляции. Для исследования зависимостей между качественными признаками целесообразно привлекать коэффициенты ассоциации, контингенции.

Экспертиза — выработка заключения специалистов по сложному объекту. Экспертизу отчасти можно противопоставить строгим математическим моделям. Дело в том, что математический аппарат, применяемый к описанию социальных процессов, не может в ряде случаев отразить все многообразие действительности. С другой стороны, пока малоизученный механизм образования интуитивных решений дает в ряде случаев наилучший вариант решения сложных проблем. Таким образом, целесообразно развитие как формальных (математических), так и неформальных (эвристических) методов для изучения индустрии развлечений.

По мере накопления опыта экспертиз получила развитие методика их проведения. Сформулированы различные процедуры описания сложного объекта для экспертизы, его измерения, анализа. Был привлечен математический аппарат для доказательства представительности применяемых процедур. Разработаны различные классификации экспертиз.

Особую сложность по сравнению с индивидуальными представляют различные групповые экспертизы. Так, например, при «мозговой атаке» организаторы стремятся побудить экспертов работать коллективно, поскольку именно при групповом мышлении возникают наиболее продуктивные идеи.

Другим экспертным опросам не характерна стихийность высказываний, возникающая при мозговой атаке. Так, при экспертном письменном опросе происходит закрытое обсуждение проблем. Однако особые трудности возникают с подбором экспертов, установлением приемов объединения оценок различных экспертов в суммарную оценку. Сложны обработка и анализ экспертных оценок. Несмотря на значительные затраты на проведение экспертиз, в большинстве случаев их применение оправдывается получаемыми результатами.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)

|