Туризм | Горные лыжи | Пляжный отдых | Туры выходного дня | Пляжный отдых | Новогодние туры | Новогодние туры | Оздоровительные туры | Красота и здоровье | Недвижимость за рубежом

На главную | К содержанию

На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ИНФРАСТРУКТУРА ТЕАТРОВ

 

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, (включая кулуары), буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени (перед началом и после окончания спектакля, в антрактах). В некоторых театрах в зрительской части имеются и другие помещения (для музея, постоянных выставок).

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские, где подготавливаются объемные и мягкие декорации, обувь, костюмы, парики.

Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена (рис. 1.1). Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, дисперсная, центральная. Существуют различные промежуточные варианты типов сцен. Удачная организация театрального пространства позволяет лучше варьировать использование декораций, усиливать восприятие спектакля зрителем.

Постановки музыкальных, музыкально-драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Вместимость музыкальных театров достигает 1200—1300 мест. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Драматические спектакли собирают в среднем 600—1200 зрителей. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствует множество театральных зданий.

Рис. 1.1. Схема глубинной сцены.

1 — вращающийся круг, 2 — арьерсцена, 3 — крышка сейфа для скатанных декораций, 4 — сцена, 5 — карман сцены, б — авансцена, 7 — проем оркестровой ямы, Ш — ширина сцены, Г — глубина сцены. Шар — ширина арьерсцены, Гар — глубина арьерсцены, Шс — ширина строительного портала, Ши — ширина игрового портала. Га — глубина авансцены (проектирование театров) центр, научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева.

Обычно размеры игровой площадки в театрах не превышают по глубине 10 метров, по ширине 14 метров. В балетных спектаклях размеры игровой площадки составляют 12 * 12 метров. От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля, а в пространственном отношении — форма зрительного зала. Ширина игровой площадки, боковых пространств, мест для некоторой вспомогательной аппаратуры и накопления актеров образуют ширину сцены (карманы). Глубина сцены, как правило, в 1,5—2 раза превышает ширину портала. Помимо основной сцены, предусматриваются боковые сцены (карманы), трюм, задняя сцена (арьерсцена). Все они выполняют функции обслуживания основной сцены. В высоту сцена ограничивается колосниками. Помещение оркестра располагается перед сценой.

Оборудование сцены — разнообразно, зачастую уникально. Верхнее оборудование сцены состоит из сценического подъема, занавеса, горизонта, механизмов полетных устройств, панорамы. Планшет сцены оборудуется сценическими кругами, кулисной машиной, щитами, люками, фурками, транспортерами, подъемно-опускными устройствами и пр. Имеется также вспомогательное, защитное оборудование и устройства.

Для зрителя важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 метров (драматические спектакли), 30 метров (оперные, балетные спектакли). Как следствие, соблюдение этого параметра значительно ограничивает вместимость театра. Еще два условия влияют на форму зрительного зала. Во-первых, должно быть обеспечено превышение луча зрения зрителя над головами впереди сидящих зрителей. Во-вторых, нормируется положение зрителя относительно мысленной продольной оси зала (в вертикальной и горизонтальной плоскостях).

В театре с колосниковой сценой зрителю будут обеспечены нормальные условия видимости, если угол отклонения зрительных лучей составит 26° (по горизонтали) и 30° (по вертикали).

Для амфитеатра существенным недостатком выступает неравноценность мест по видимости происходящего на сцене, в комфортных условиях находится не более 600 человек. В начале 18 века в Италии при формировании коммерческой театральной деятельности в качестве противоположности амфитеатру возникает многоярусный зал. План такого зала может быть различным: круглый, овальный и пр. Примером многоярусного зала служит театр «Ла Скала» (Милан, Италия) вместимостью 3500 мест. Многоярусные залы обладают превосходными акустическими свойствами. Однако и для них, хотя и при более компактной форме, характерны разобщенность, дискомфорт зрителей в верхних ярусах. Еще один вариант решения зала — наличие балконов в качестве дополнения амфитеатру или партеру.

Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации. Время реверберации определяется соотношением между ранней и поздней энергией в звуковых волнах. Оптимальной считается время реверберации 2 сек (симфонические звуки), 1 сек (речь). Основными факторами, влияющими на время реверберации, являются: объем помещения, площадь отражающих поверхностей, степень затухания звука в воздухе на высоких частотах, коэффициент звукопоглощения.

В качестве примера обратимся к зданию «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк, США). В старом здании «Метрополитен-Опера» производили впечатление только мощные голоса. Проектировщик получил задание в новом здании увеличить количество и удобство мест. Строительство нового здания было завершено в 1966г. Объем здания составил 30500 м3, общая площадь здания — 1220 м2. В зале имеется 3800 мест, площадь оркестровой ямы составляет 105 м2. Проект слышимости проверялся на модели 1:10, затем — в готовом зале. По мнению специалистов, прекрасная акустика оперного театра связана с удачной разработкой конфигурации просцениума, рассеивающей формой потолка, поверхностью балконов. Боковые и задние стены выполнены из деревянных панелей, потолок оштукатурен по дранке.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.

В таблице 1.1. приведены технологические данные театральных зданий Москвы.

В основные направления развития театральных зданий включают прежде всего расширение форм взаимодействия сцены и зала. Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на открытом воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спектаклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления.

Театральные залы имеют искусственное освещение. К ним предъявляются высокие противопожарные требования.

В залах оборудуется приточно-вытяжная вентиляция, системы кондиционирования, обеспечивающие температуру в зрительном зале на уровне 23—25° (летом), 19—21° (зимой).

Стандартная воздушная среда должна быть обеспечена к началу спектакля и сохраняться в течение всего спектакля.

Влажная уборка зала выполняется ежедневно, а если в течение дня ставится несколько спектаклей — то после каждого. Удаление пыли с мебели и ковровых изделий производится еженедельно. Обязательна ежемесячная дезинфекция зала.

Необходимо выполнять своевременно осмотр, ремонт и реконструкцию театрального здания. Состояние потолка в зале регистрируется на начало каждого сезона. Особенность реконструкции заключается в возврате залу первоначального облика, по ряду причин нарушенного впоследствии. Факторами реконструкции выступают износ элементов здания, технологическая отсталость, необходимость замены инженерного оборудования, перепланировка помещений.

Таблица 1.1. Основные технологические данные московских театральных зданий.

Наименование театра

Кол-во

мест

Общий

строи

тельный

объем, м3

всего, на

1 зрителя

Год

ввода

в

эксплуатацию

Зрительный зал,

м —

ширина,

глубина,

высота

Помещения, м2

 

Число

ярусов

 

 

 

 

 

Акустика

 

 

 

 

 

Сцена,

 м

ширина,

глубина,

высота

 

 

 

Нижнеесценическое

оборудование

 

 

 

 

Художественные

производственные

склад

 

 

 

 

Государственный

академический Большой театр

2250

 

 

287274/

131,9

1825

 

25

30,4

33,6

1540

4532

9236

5

хорошая

 

39,3

22,8

29,4

Люки провала

10 шт.

Театральный

комплекс

Кремлевский

дворец

съездов

 

5935

 

 

 

 

 

407580/

68,8

 

 

 

 

1961

 

 

 

 

 

44

57,6

16,8

 

 

 

890

 

 

 

 

 

137

 

 

 

 

 

942

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

удовл.

 

 

 

 

 

40,0

22,9

28,8

 

 

 

Вращательный круг

диаметром 17 м, 16

подъемно-опускных площадок

Государственный

академический театр

им. Вахтангова

1060

 

 

 

68000/

71,4

 

 

 

1873

при

способ.

ж. дом

17,8

27,3

12,3

 

 

312

 

 

 

1030

 

 

 

1713

 

 

 

2

 

 

удовл.

 

 

 

25,8

22,3

20,0

 

Вращательный круг

диаметром 17 м

Московский

театр драмы

и комедии

на Таганке

733

 

18600/

24,1

 

1922

приспособлен

к/

театр

21

15,2

11,0

 

355

 

 

 

158

 

 

 

2131

 

 

1

бал

кон

 

удовл.

 

 

26.1

15,2

18,0

5 подъемно-

опускных площадок на авансцене

Московский

художественный академический

театр им.

Горького,

Тверской б.,

Д. 22

1307

 

 

 

 

 

 

165580/

126,8

 

 

 

 

1972

 

 

 

 

26

25

15

 

 

 

580

 

 

 

 

 

108

 

 

 

 

 

2095

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

удовл.

 

 

 

 

26,1

22,5

31,2

 

 

 

Вращательный круг

диаметром 17 м, 6

подъемно-опускных площадок

Московский

театр Современник

 

 

 

 

807

 

 

 

 

 

 

37959/

60,8

 

 

 

 

 

1909

при-

способлен к/

театр

 

15,3

26,8

8,5

 

 

 

 

180

 

 

 

 

 

 

301

 

 

 

 

 

 

773

 

 

 

 

 

 

1 балкон

 

 

 

 

 

удовл.

 

 

 

 

 

 

26,4

12,2

17,5

 

 

 

 

Вращательный круг

диаметром 11,6 м,

10 подъемно-

опускных площадок

 

Инфраструктура многоцелевых залов

Особое зрелищное пространство создается в залах. Исторически наиболее ранними явились залы, ориентированные на отдельную зрелищную функцию — концертные и театральные залы, кинозалы. Зрелищная функция при этом неоднородна. Так, небольшой концертный зал служит местом выступления камерных ансамблей, певцов, инструменталистов, сольных концертов. В больших концертных залах выступают оперные певцы при концертном исполнении опер, симфонические оркестры, ансамбли и пр. Дальнейшая интеграция зрелищной функции выразилась в сочетаниях концертных залов с театральными и кинозалами, а театральных залов — с кинозалами. Усиление интеграции залов начинается с 50-х годов при создании многоцелевых залов.

В развитии многоцелевых залов видится стремление более эффективно использовать инвестиции за счет концентрации их на объектах универсального значения. Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного назначения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.

В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные (предназначенные для проведения различных мероприятий и концертов), танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спортивные и пр.

Вместимость залов различна и колеблется от 100 до десятков тысяч человек. Более универсальные залы, как правило, имеют большую вместимость. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.

Примером универсального зала служит национальный театр «Кабуки» (Токио, Япония). Он имеет два зала вместимостью 1746 и 630 мест и обеспечивает постановку любых зрелищ.

Одним из лучших в мире считается концертный зал Геверхауз (Лейпциг, Германия), вместимостью 1920 мест. Основные размеры концертного зала 54х42х16 (4,2) м. Объем помещения составляет 21560 м3. Зал находится в трехэтажном здании, которое имеет длину 85, ширину 100, высоту 26 м и гексагональный план. В здании имеется также универсальный зал на 495 зрителей. Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.

По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается, прежде всего, соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала. Велики возможности планировочной трансформации: можно изменить сцену, число зрительских мест, приспособить сцену и зал к очередному мероприятию. Преобразование зала выполняется с помощью подвижных потолков, перегородок, трансформируемых зрительских мест и пр.

На рис. 1.2. показаны варианты изменения концертного зала в московской гостинице «Россия», сооруженной в 1971г. Для собраний, симпозиумов, съездов в зале размещается 2512 человек. Концертные, эстрадные, театральные представления, кинопросмотры рассчитаны на 2294 зрителя. Цирковые, театральные представления собирают 1800 зрителей. Возможны проведения балов, маскарадов, а также танцы и массовые вечера. С помощью переворотных секций пола зал превращается в бальный.

Киноконцертный зал Королевы Елизаветы (Великобритания) был завершен в 1967 году. Зал имеет многоцелевое назначение. В нем обеспечивается возможность выступления оркестра и хора, насчитывающих соответственно до 95 музыкантов и 50 певцов. Зал является одновременно местом демонстрации кинофильмов и оснащается для этого комплектом проекционного оборудования. Имеется также многоканальное переговорное устройство, микрофонная аппаратура для использования на конференциях. Оборудование для срочной записи радио- и телевизионных передач можно использовать без помех для публики и выступающих артистов.

 

Рис. 1.2. Варианты трансформации концертного зала гостиницы «Россия»

Сцена в киноконцертном зале Королевы Елизаветы состоит из 13 частей. Они могут подниматься примерно на два метра над полом в передней части зрительного зала. Все оборудование сцены заменяется при помощи автоматических устройств. Одновременно передние части сцены можно опускать, чтобы таким образом создать место для оркестра при исполнении камерных опер.

Трансформация универсальных залов позволяет достигать приемлемой видимости происходящего на сцене. Полноценное восприятие конкретных зрелищ связано с различной удаленностью зрителя от сцены. Для симфонического оркестра критерий максимальной удаленности в 2,2 раза выше, чем для эстрадного концерта, и в 1,4 раза выше, чем для хора.

Акустическая разработка для исполнителей и оркестра создается с учетом физических переменных: направления звучания инструментов, расположение оркестра и его величины. Во внимание принимаются инструменты музыкантов, особенности музыкальных сигналов. Для улучшения акустических свойств залов используют изменения дизайна (ложные потолки, панельные обшивки) и специальную электроакустическую технику (микрофоны, громкоговорители).

Около 10% затрат на строительство залов предназначается на вентиляционную технику.

В таблице 1.2. содержится характеристика системы вентиляции, действующая в концертном зале Геверхауз.

Вид вентиляционной установки

Количество

Обеспечиваемые зоны и температура воздуха в помещении

Централизованные для подготовки наружного воздуха

2

Централизованные системы кондиционирования

Кондиционирования воздуха

11

Концертный зал, универсальный зал, склад инструментов, фойе для музыкантов, репетиционные, комнаты режиссеров и переводчиков, 22°—24°

Охлаждения воздуха

5

Фойе, буфет для музыкантов 22°--26°

Дли подогрева воздуха

4

Кухонные, подвальные и складские помещения, мастерские, сауна, 20°—24°

Общеобменная и вытяжная вентиляция

15

Помещения, где установлены холодильные машины, теплоцентраль, щитовая, аккумуляторная, санитарные помещения

Для отсоса дымовых газов при пожаре

5

Внутренние помещения и помещения без окон, не оборудованные встроенными отводами

Для отвода тепла при пожаре

1

Внутренние помещения с высокой пожароопасностью

 

Общая производительность вентиляционной системы зала Геверхауз составляет 344000 (по приточному воздуху), 496 (по отработанному воздуху). Доля установок кондиционирования в общем количестве приточного воздуха достигает 32% всей вентиляционной техники. Подвод приточного воздуха для слушателей происходит через спинки кресел, что влечет экономию единовременных затрат на 25—30%, эксплуатационных — на 40% и более равномерное распределение воздуха в зале.

К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)

|