На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ПОСРЕДНИКИ

 

В международном туристском бизнесе посредники являются связующим звеном между продавцами туристского продукта и их потребителями, создавая тем самым рынок туристских продуктов или усовершенствуя работу уже существующих рынков. Посредниками являются туроператоры, соединяющие отдельные компоненты путешествий: жилье, транспорт, экскурсии и развлечения в единый пакет и продающие его через турагентов.

В отличие от туристских агентств, занимающихся продажей, туроператоры - большие национальные, а иногда и транснациональные туристские компании - специализируются на производстве туристского пакета (продукта). Туроператоры являются оптовыми продавцами, а турагенты - розничными. Наиболее устойчиво туроператоры обосновались в Великобритании, США, Германии, Японии.

Крупнейшим рынком туристских пакетов (далее - турпакетов) является Германия, где действуют два крупных туроператора - «Международный союз туризма» (ТУИ) и «Некерманн унд Рейзен» (НУР), производящих более половины всех турпакетов - соответственно 33 и 18%. Оборот ТУИ самый большой в Европе - 2,6 млрд. ЭКЮ в 1992г., а оборот НУР, занимающего третье место, - 1,2 млрд. ЭКЮ. Немецкие туроператоры дополняют работу больших коммерческих розничных продавцов, банков, рабочих советов, профсоюзов, ассоциаций туристских агентств.

НУР основан в 1963г. департаментом магазинов фирмы «Некерманн унд Рейзен», а затем приобретен сетью «Карштад».

ТУИ образовался в 1968г. в результате слияния трех основных туроператоров страны - «Тоуропа», «Счарнов» и «Гаммел Рейзен». Теперь он является холдингом и состоит из ассоциации независимых туроператоров и больших турагентств. ТУИ сейчас наиболее успешный туроператор в мире потому, что он предлагает широкий выбор мест отдыха (более 400 курортов) и выпускает очень действенные брошюры и каталоги (более 20 млн. копий 30 различных брошюр). Через ТУИ путешествует более 2,7 млн. человек, принося 5 млрд. марок оборота в год.

Туроператор ТУИ участвует в гостиничном бизнесе через свои сети «Иберотел» и «Робинсон Клаб». Последняя является немецким вариантом «Клаб Мед», которому принадлежат 45 тыс. коек.

Еще три туроператора Германии входят в десятку лидирующих туроператоров в Европе. Это компания ЛТУ„ занимавшая в 1992г. четвертое место и имевшая годовой оборот 1,2 млрд. ЭКЮ, ДЕР - седьмое место и ИТС - девятое место с оборотом 1,1 и 0,9 млрд. ЭКЮ соответственно.

В отличие от немецких туроператоров в Великобритании такие компании занимаются исключительно туризмом и транспортом. Концепция туроператорства в этой стране существовала еще в XIX столетии, а теперь Великобритания - крупнейший производитель турпакетов в мире и производит около 10 млн. продаж в год. В оформление турпакетов и маркетинг вовлечено множество компаний.

В начале 90-х годов крупные туроператоры в Великобритании были втянуты в схватку за долю на рынке, в результате которой последовало снижение до минимума продажной цены на их продукты. Ценовые войны туроператоров в Великобритании, начавшиеся еще в 70-е годы, привели их к упадку в таком непостоянном бизнесе, как туризм. В результате этого структура отрасли постоянно менялась. В 1993г. средняя прибыль в отрасли составляла всего 5%, а крупнейшие туроператоры страны, выжившие в этой войне, «Томсон» и «Аэртурс» имели всего 4% прибыли, «Оунерс Аброад» еще меньше - 2%. В 1994г. компания «Томсон» контролировала 34% рынка, «Оунерс Аброад» (переименованная в 1994г. в «Ферст Чойс») - 12%, «Аэртурс» - 18%, «Космос» -7%. Вместе им принадлежало более 70% турпакетов в стране.

В течение относительно спокойного сезона 1994г. остались непроданными 2,5 млн. путевок, несмотря на то, что в 1993г. объем продаж увеличился на 15%. Это было результатом ценовой войны в 1994г. После короткого затишья в 1995г. опять разразилась ценовая война, в результате чего крупные туроператоры снизили цены на свои продукты на 15%.

Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире «Томсон Холидейс» принадлежит канадской группе «Томсон Корпорэйшн», которая в 1992г. занимала второе место в Европе с оборотом 1,623 млн. ЭКЮ. Компания была основана в 1965г. независимым британским оператором «Скайтурс». Затем ее приобрела канадская посредническая группа «Томсон Корпорэйшн» вместе с авиационной чартерной компанией «Бритиш Аэруэйс». После слияния компании с тремя английскими туроператорами - «Ривьера Холидейс», «Гейтурс» и «Люкстурс» была образована компания «Томсон Скайтурс». В 1972г. после приобретения группы туристских агентств «Ланн Поли» эта компания стала называться «Томсон Холидейс» и увеличила число своих агентств в течение 10 лет (1984-1994гг.) в 10 раз, доведя их до 500, при этом численность персонала насчитывала 2800 работников.

В 1988г. «Томсон Холидейс» подписала беспрецедентный контракт, по которому приобрела компанию «Горизонт Холидейс», правда, с одобрения антимонопольного комитета. В то время эта компания была третьим крупнейшим туроператором в Великобритании после «Томсон Холидейс» и «Интернэшнл Лэйжур Групп» (ИЛГ); ей принадлежали компании:

«Уингс» - туроператор продолжительного отдыха, ОСЛ, занимавшаяся арендой вилл, ГСА, содержавшая клубы семейного отдыха, и чартерная авиакомпания «Орион».

В настоящее время в структуру компании «Томсон Холидейс» входят «Томсон Тур Оперэйшн», «Бритиш Аэруэйс» и «Ланн Поли». В 1994г. эти три подразделения являлись крупнейшими в Великобритании в своих секторах деятельности.

Приобретение компанией «Томсон Холидейс» компании «Горизонт» было спровоцировано жестокой конкуренцией со стороны соперника - ИЛГ. В 1988г. «Томсон» опережал ИЛГ с минимальной разницей и контролировал 29,3% рынка, ИЛГ - 24,8%, «Горизонт» - 12%. В 1990г. группа вместе со всеми туроператорами страны была вынуждена снизить цены. Несмотря на это, доля «Томсон» на рынке сократилась с 40 до 30%. Затем компания увеличила среднюю цену для покупателя на 17%, в результате чего она получила большую прибыль. В том же году компания ИЛГ закрылась, оставив «Томсон» бесспорным лидером на английском рынке. Кроме того, ей помогали удерживаться на рынке вспомогательные компании «Ланн Поли» и «Бритиш Аэруэйс».

Кроме своего традиционного продукта - досуга компания «Ланн Поли» с определенным успехом специализируется на более целенаправленных продуктах: круизах, внутреннем рынке и воздушном путешествии. Действительно, продажи в этом секторе увеличились на 55, 27 и 70% соответственно. Также эта компания занялась развитием структуры обучения своего личного персонала и подписала соглашение с компанией ИСТЛ, которая снабжает туроператоров компьютерными дистрибьюторскими системами. Терминалы ИСТЛ были размещены в 75% пунктов продаж «Ланн Поли». Турагенты смогли резервировать пакеты заказов от многих туроператоров, включая «Томсон», в реальном времени с экранов ИСТЛ.

Несмотря на недавний быстрый рост, сектор туроператорства во Франции меньше, чем в других европейских странах. Во французских 300 компаниях насчитывается 20 тыс. работников, обслуживающих примерно 1,5 млн. клиентов. Основные туроператоры:

«Клаб Медитеранс», «Нувелл Фронтиер», «Сотер», «Фрам», «Лук Вояж» и «Паке». Однако доля первых трех французских компаний составляет только 30% национального рынка, тогда как первые две британские компании имеют более 60% национального ринка.

Французские туроператоры проводят политику вертикальной интеграции, особенно с авиатранспортом. Например, в 1993г. «Аэр Франс» приобрела оператор «Го Вояж», а «Аэр Интер» уже имела своего собственного туроператора ТФИ. Также объединились «Корсаэр» и «Нувелл Фронтиер», «Аэр Либерте» и «Лук Вояж».

В других странах Европы рынок туристских пакетов сконцентрирован в рамках небольшого числа туроператоров. В Швейцарии компании «Куони», «Хотелплан», «Аэртур» и «Имхог» производят 70% продаж турпакетов. В Швеции доля «Вигресор», «Атлас», «Спайс» и «Резо» также составляет 70% продаж турпакетов в стране. Первые три туроператора в Нидерландах - «ГИТ Голланд Интернэшнл», «Арке Рейзн» и «Никерманн Голланд» удерживают более 50% рынка. Успех этих туроператоров заключается в качестве предлагаемых ими услуг.

Из приведенной ниже структуры видно, что европейские туроператоры активно работают в направлении летнего отдыха в Средиземноморье, а на втором месте у них были предложения зимнего отдыха на горнолыжных курортах.

Таблица 2.1. Структура продаж крупного европейского туроператора

Вид отдыха

%

Летние эксклюзив-туры

60

Зимние эксклюзив-туры

25

Турпакеты по минимальным тарифам

10

Экскурсии и страховка

4

Процент на депозите

1

Итого

100

 

Международный туризм в США и Канаде направлен преимущественно в Карибский бассейн, Европу и Латинскую Америку. В США сейчас работает более 2000 различных туроператоров, что почти в 3,5 раза больше, чем в конце 70-х годов. Крупнейшие операторы в США - «Американ Экспресс», «Томас Кук», «Карван Type», «Гатней Холидейс»; в Канаде - «Канадиен Пацифик» и «Тур Монтроял». Однако 70% предлагаемых ими туристских пакетов направлены на путешествие внутри страны, в Калифорнию, Флориду, на Гавайи и т.д.

Производство турпакетов в Японии начало развиваться в конце 60-х годов. Наиболее важные туроператоры - это «Джепен Тревел Борт», «Тайпен Криатив Type» и «Ниппон Экспресс».

Туристские агентства - это фирмы, для которых основная деятельность заключается в продаже тур-продуктов потребителям на комиссионной основе. В мире существует приблизительно 30 тыс. турагентств, сконцентрированных в основном в индустриально развитых странах, особенно в Европе. По информации ВТО, 70% агентств находится в Европе, 14% - в Северной Америке, 8% - в Азии и Тихоокеанском регионе, 4% - в Латинской Америке и 4% - в Африке и на Ближнем Востоке.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)

|