На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

 

Классификация туризма

Туризм и международные путешествия в практике их осуществления классифицируются в зависимости от целей поездки, сроков, средств передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастного, этнического, религиозного состава участников, сезона и т.д.

По целям поездки в практике их реализации выделяются следующие виды туризма и путешествий:

a                курортный туризм с целью отдыха и лечения;

a                рекреационный туризм, знакомящий с природными, историческими и культурными достопримечательностями;

a                научный или конгрессный туризм, знакомящий с достижениями научно-технического прогресса, промышленности, сельского хозяйства; участие в конгрессах, симпозиумах;

a                деловой или коммерческий туризм для проведения деловых переговоров;

a                религиозный туризм, оказывающий содействие паломникам в осуществлении религиозных служб;

a                этнический туризм.

По методу проведения путешествий различаются организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм осуществляется организаторами путешествий и делится на три формы: плановый, то есть по заранее разработанному и согласованному с принимающей стороной маршруту; самодеятельный, при котором страна посещается без определенной согласованной программы; независимый, когда группа туристов или путешественников самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристских фирм или организаторов путешествий.

Формы туристских услуг довольно разнообразны. Они определяются на основе договора на предоставление той или иной услуги. Это могут быть услуги:

a                по размещению туристов или путешественников в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.;

a                по перемещению туристов и путешественников до страны назначения и по стране различными видами транспорта;

a                по обеспечению туристов и путешественников питанием в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.;

a                удовлетворяющие рекреационные потребности туристов;

a                содействующие деловым интересам туристов и путешественников и их участию в конгрессах, симпозиумах, конференциях, ярмарках и выставках;

a                торговых предприятий по продаже товаров туристского назначения;

a                по оформлению туристской документации.

Туристу или путешественнику могут быть предложены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг (тур). Полный комплекс услуг (тур) представляется на туристский рынок путем продажи «инклюзив-туров» (inclusive tour) или «пэкидж-туров» (package tour).

Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туристов или путешественников к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда имеют скидку до 50% по сравнению с обычными тарифами. Он включает также стоимость размещения туристов или путешественников в гостинице, полное или частичное питание и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывание в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тур, должен быть не ниже обычного тарифа (то есть стоимости транспортировки до данной страны). Покупателю тура сообщается паушальная цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды и формы услуг. Инклюзив-туры используются как при групповых, так и индивидуальных туристских поездках.

Пэкидж-тур также предполагает предоставление туристу или путешественнику полного комплекса услуг, который, однако, может не включать транспортные услуги (расходы). Обычно пэкидж-туры организуются по определенной заранее рекламируемой программе. На туристском рынке западноевропейских стран более распространен «инклюзив-тур», в США «пэкидж-тур».

Правовой статус туристских агентств и туристских агентов

Агент путешествий и туризма играет важную экономическую роль во всех странах. Он формирует туристский товар, сочетающий специальные цены, объединение групп, найм транспортных средств, чартер, информацию о туристских маршрутах и оценку рекреации.

Профессия агента в большинстве государств относится к торговому (коммерческому) обслуживанию, регулируемому национальным гражданским законодательством, кроме услуг по предоставлению миссий, информации и рекламной деятельности, согласованных между государствами на международном уровне.

Деятельность туристского агента базируется в основном на доверии, оплачиваемом авансом за товар, который он не видел, но который защищен торговой маркой. Статус агентов путешествий обусловлен международными контрактами на путешествие и туризм. Он регулируется как международными соглашениями, так и национальным внутренним законодательством, которые устанавливают компетентные органы, определяющие профессиональную квалификацию агентов путешествий, пределы их полномочий, систему контрактов и контроля за их деятельностью.

Национальным законодательством определяются организационные формы осуществления купли-продажи в сфере туристских услуг, имеющие права юридического лица. Это «Агентство» или «Бюро путешествий», «Туристское агентство» и «Агентство путешествий». Категория и класс агентства определяются торговой маркой или лицензией, выдаваемой государственными и муниципальными органами на право осуществления профессиональной деятельности в сфере туризма и международных путешествий.

Различаются следующие формы лицензий:

a                лицензия «А» дается Агентству по туризму на осуществление операций купли-продажи туристского товара в сфере услуг;

a                лицензия «В» Бюро путешествий на продажу контрактов и услуг по путешествиям;

a                лицензия «С» Автотранспортному агентству путешествий на организацию транспортных операций в сфере туристских услуг и услуг на путешествия.

Одновременно для осуществления операций по торговле туристскими услугами эти организации в соответствии с требованиями национального законодательства получают торговую марку на право проведения операций купли-продажи туристского товара и фирменное наименование на продажу услуг на путешествие.

Этот профессиональный статус туристского агента по рекомендации Федерации ассоциаций агентств путешествий определен законодательством в 17 государствах: Аргентине, Австралии, Камбодже, Объединенной Арабской Республике Египет, Испании, Франции, Гаити, Индии, Ираке, Израиле, Италии, Японии, Иордании, Норвегии, Филиппинах, Португалии и Сирийской Арабской Республике.

Национальные туристские администрации

Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.

Из-за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные организационные структуры управления туристской сферой услуг.

Рассмотрим организацию управления туризмом в некоторых государствах.

Российская Федерация. В январе 1992г. указом Президента России образовано Министерство физической культуры и туризма, в составе которого создан Департамент по делам туризма, на который возлагалось руководство и управление программами развития внутреннего и иностранного туризма. Для разработки государственной программы в апреле 1992 г. образована Временная межведомственная комиссия по вопросам иностранного и внутреннего туризма Российской Федерации. В 1998г. создан Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, выполнявший функции национальной туристской администрации Российской Федерации. В 1999г. он преобразован в Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, одно из структурных подразделений которого занимается проблемами развития туризма.

На базе бывшего Государственного комитета по иностранному туризму СССР образовано Внешнеэкономическое акционерное общество «Интурист», в состав которого входят фирмы «Интуртранс», «Интурсервис», «Интурреклама» и совместные предприятия «Инфа-отель»: гостиницы «Савой», «Славянская» (с США), «Олимпийская» (с Германией), «Холдинг». Одновременно образованы совместные представительства «Интуриста» в Берлине, Лондоне, Сиднее, Люксембурге, Австрии, Канаде и др.

При акционерном обществе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) образованы коммерческий центр «Турснаб», универсальная биржа туристско-курортных услуг и товаров «Измайлово». В ней участвуют акционерное общество «ЦСТЭ—Интур», ассоциация международного делового сотрудничества «Интерпрофкурорт», ВАО «Интурист», акционерное общество «Спутник» и другие коммерческие туристские организации и промышленные предприятия, обеспечивающие отдых. В Якутии на базе Совета по туризму и экскурсиям создана Внешнеэкономическая ассоциация «Якутинтур».

Отдельные функции Государственного комитета СССР по иностранному туризму перешли к внешнеэкономическому акционерному обществу по иностранному туризму «Интурист-холдинг-компания». Видимо, в переходный период к рыночным отношениям внешнеэкономическое акционерное общество «Интурист» останется туристской национальной организацией в Российской Федерации. Министерством по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации осуществляется государственное руководство туризмом в области ценообразования, стандартизации услуг, сертификации.

На базе Центральной детской экскурсионно-туристской станции Министерство образования России учредило Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий (ЭЦКЭ), который преобразован в Международный центр.

Его основные задачи:

a                разработка программ и методики изучения учащимися истории и современной жизни народов России, народных традиций;

a                разработка рекомендаций по внедрению краеведческих материалов в учебный процесс и во внеклассную работу, в том числе с помощью новых информационных технологий;

a                подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам краеведения, археологии, геологии, экологии, этнографии, экскурсий, а также руководства кружками, клубами, обществами по данной тематике;

a                издание методической и справочной литературы, других материалов по вопросам краеведения, природоохранной деятельности, этнографии и фольклора, экскурсий;

a                осуществление экспериментальной работы по совершенствованию деятельности школьных музеев;

a                создание банка информационных данных о работе объединений (кружков, обществ, клубов) по краеведческой тематике, народному творчеству, историческим и заповедным экскурсионным объектам России;

a                организация федеральных и региональных, городских, районных и школьных народных праздников, олимпиад, фестивалей, фольклорных конкурсов, творческих выставок учащихся;

a                осуществление лекционной и концертно-театральной деятельности среди школьников и педагогических работников;

a                открытие экскурсионных баз в городах России, центрах народного искусства, памятных местах исторических событий, особых природных зонах, национальных и международных парках, пунктах для приема групп учащихся, педагогов, студентов, родителей с детьми.

Для реализации этих задач Центр создает экспериментальные площадки в школах, других общеобразовательных учреждениях России.

В январе 1992г. туристские предприятия, входившие в Московский городской совет по туризму и экскурсиям (туристские комплексы Центральный дом туриста, «Салют», «Альфа», туристские гостиничные объединения «Клязьменское водохранилище», туристские гостиницы «Дружба», «Звенигород», мотель-кемпинг «Голицыне», московское городское производственное объединение «Турист», включающее Туристское бюро по обслуживанию москвичей и Туристское бюро по обслуживанию туристов в Москве, киноконцертный зал «Измайлово», Московский городской центральный туристский клуб, Интурбюро, автобазу «Турист», учебно-курсовой комбинат, трест «Мостурстрой», предприятие материально-технического снабжения), объединились в московский концерн по туризму и экскурсиям «Мостуризм».

Согласно распоряжению мэра Москвы от 28 августа 1998г. создан Комитет по туризму правительства Москвы. Он является отраслевым органом городской администрации и входит в систему органов исполнительной власти г. Москвы, подчиняется правительству Москвы. Основной вид его деятельности развитие Москвы как крупного туристского центра международного и внутреннего туризма.

В 1993г. образована Национальная туристская ассоциация Российской Федерации (НТА), Основные цели ее деятельности содействие развитию туризма, совершенствование деятельности всех организаций России, связанных с туризмом и путешествиями, развитие деловых контактов и сотрудничества между членами ассоциации, координация деятельности на туристском рынке.

Национальная туристская ассоциация это общественное объединение, действующее на принципах равноправия, независимости, законности, добровольности, самоуправления и гласности (ст.1.1. Устава).

Ассоциация действует на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а также других регионов России.

Основные задачи Ассоциации:

a                изучение конъюнктуры рынка российского туристского продукта;

a                содействие в подготовке специалистов для работы в туристской индустрии, организация стажировок и использование других форм повышения квалификации;

a                оказание в различных формах содействия государственным органам и другим заинтересованным организациям по вопросам туризма;

a                сбор и анализ информации по туризму;

a                подготовка рекомендаций по обеспечению безопасности туристских объектов и защите интересов туристов (ст.2.2. Устава НТА).

Ассоциация состоит из индивидуальных и коллективных членов. Индивидуальными членами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, признающие и выполняющие требования Устава Ассоциации; коллективными членами Ассоциации трудовые коллективы, предприятия, организации, учреждения, объединения граждан, в том числе иностранных, связанные в своей деятельности с туризмом.

Национальная туристская ассоциация России совместно с международной ассоциацией по туризму АСТУР организует и проводит заседания бизнес-клуба, работа которого способствует деятельности фирм, организаций и предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, а также решению вопросов единого туристского пространства в рамках СНГ. НТА издает ежемесячный бюллетень «Туристский вестник».

Детский и школьный туризм организуется Центром по краеведению Российской Федерации. Молодежный туризм осуществляется акционерным обществом «Спутник», в состав которого входят фирмы «Спутник-автоматизация», «Спутник-Имс», «Спорт», клуб «Приключения», агентство «Автотур», кооператив «Отель», и Фонд содействия детскому туризму.

Социальный туризм организуется Российской ассоциацией социального туризма совместно с Российским акционерным обществом по иностранному туризму «Росинтур», Российским коммерческим банком развития туризма, акционерным обществом «Прогресс», коммерческим управлением «Росснаб», малым предприятием «Ярославна», обществом с ограниченной ответственностью «Стентор». Самодеятельный туризм объединяет Туристско-спортивный союз, преобразованный в , Международный спортивно-туристический союз, а также акционерное общество «ЦСТЭ—Интур» и международную туристскую ассоциацию АСТУР, которые образованы на базе бывшего Центрального совета по туризму и экскурсиям профсоюзов. В рамках Добровольных спортивных обществ профсоюзов России действует внешнеэкономическое объединение «Профспорттур».

Кроме того, различные географические общества объединяет Международная ассоциация путешественников, которая проводит экспедиции как внутри России, так и за рубежом.

НТА выступила одним из инициаторов принятия Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации», ставшего важным этапом в развитии усилий туристской общественности по оказанию содействия в проведении государственной политики в сфере туризма.

В рамках реализации Указа Президента была разработана концепция принципиально нового вида туризма, получившая название «Посады Руси». Суть концепциидостичь максимального погружения в историко-культурную среду, поселить туристов в гостиницы, находящиеся непосредственно в историческом объекте: кремль, палаты, монастыри, крепости и др.

НТА была одним из основных разработчиков Федерального закона «Об основах туристской деятельности», принятого Государственной Думой 4 октября 1996 г. Ассоциация делает ежегодный доклад «О состоянии и проблемах развития туризма в России», в котором получают обоснование экстренные меры по развитию национального туризма, среди которых можно выделить следующие: формирование протекционистской налоговой политики, стимулирующей деятельность российских и иностранных туристских фирм, направленной на приток валютных поступлений в страну за счет приема в России иностранных туристов; создание благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Международное сотрудничество НТА предусматривает организацию работы с ПАТА и Международной гостиничной ассоциацией. Проводятся встречи по обмену опытом работы со Всемирной ассоциацией туристических агентств в Москве и в Берлине в рамках работы Международной туристской биржи.

Осуществление сотрудничества с организациями и ассоциациями стран СНГ и Балтии ведется через совместную деятельность с международной ассоциацией по туризму АСТУР.

В соответствии с политикой либерализации, проводимой Россией и другими странами СНГ, образовалось значительное число туристских агентств, фирм, предоставляющих туристские услуги для путешествий за рубеж в большинстве случаев на бартерной основе. Так, только в Белоруссии образовано более 200 организаций, осуществляющих продажу зарубежных туристских маршрутов.

Подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с туристско-экскурсионными организациями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана, предусматривающее разработку маршрута «Великий шелковый путь» и создание Международной ассоциации туризма для координации общих действий и открытия совместных туристских представительств в Китае, Турции, Иране и Афганистане.

Таджикистан одним из первых в среднеазиатском регионе перешел на новую форму управления туристскими услугами. На смену республиканскому Совету по туризму и экскурсиям пришло производственно-коммерческое акционерное общество «Таджик-Сайех». Акционерное общество открывает сеть специализированных предприятий и фирменных магазинов по реализации собственной продукции и товаров. Акции планируется продавать трудовым коллективам предприятий и организаций, отдельным физическим лицам.

Прибалтийские государства в 1991г. объединили сферу туристских услуг в единую Балтийскую ассоциацию по туризму и путешествиям. В 1992г. страны Балтии подписали протокол о создании единого визового пространства. Любой гражданин трех прибалтийских стран, а также гражданин иностранного государства, имеющий визу одной из балтийских стран, может перемещаться по территории Прибалтики без дополнительных разрешений. Одновременно для этих лиц устраняются таможенные тарифы.

Австрийская Республика. Развитая в туристском отношении страна не имеет правительственного органа, занимающегося проблемами туризма и путешествий. С целью координации деятельности различных организаций и ведомств, занятых в сфере туристских услуг, в 1946г. была создана Национальная служба туризма. В известном смысле правительство влияет на развитие туризма и туристских услуг посредством деятельности различных министерств. Так, Министерство торговли (по вопросам развития материальной базы), Министерство транспорта (по вопросам транспортных услуг и др.) участвуют в формировании туристской сферы услуг. Основным хозяйственным предприятием, участвующим в сфере туристских услуг, является «Туропа».

Бельгия. Основная организация страны Генеральный комиссариат по туризму, образованный в 1939г. Он работает в качестве органа Министерства связи. С 1977г. Генеральный комиссариат был подразделен на три службы: центральная служба, которая в основном ответственна за организацию туризма за границей, и две комиссии по туризму, одна для граждан, говорящих по-французски, другая по-фламандски. Обе комиссии имеют одинаковые полномочия, и их деятельность связана с организацией туризма внутри страны с применением правил, касающиеся сектора размещения, туристских агентств и т.д., финансовым вмешательством государства, развитием социального туризма и сотрудничеством с компетентными министерствами в вопросах планирования и создания материальной базы туристских услуг.

В провинциях созданы туристские федерации и местные туристские управления при магистратах городов и центрах провинций. Эти местные туристские федерации и туристские управления объединяются в Высший совет по туризму и Высший совет по социальному туризму.

Венгрия. Начало венгерского туризма относится ко времени Австро-Венгерской монархии. С 1990г. Союз любителей природы объединяет товарищества по туризму Венгрии и проводит работу по развитию туризма. Во внешнеэкономических связях выступает акционерное общество Министерства торговли «Ибус».

Великобритания. Организационное руководство в области туризма осуществляет Британская туристская ассоциация, входящая в Министерство торговли. В систему Ассоциации включены туристские службы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В 1970г. Ассоциация была реорганизована в Британскую туристскую службу, которая находится под юрисдикцией Министерства торговли. Туристская служба осуществляет совещательные и консультативные функции. Их выполняют комитеты, в которых представлены правительственные департаменты торговли, промышленности, национальные учреждения и лица, имеющие опыт работы и практики в вопросах развития туристской сферы услуг.

В 1945г. в Великобритании была организована туристская фирма Томаса Кука. Также хозяйственную деятельность осуществляет ряд других туристских фирм, таких, как «Фреимз», «Энтерпрайз холидейз», «Съикуест холидейз», «Балкан холидейз» и др.

Французская Республика. Вопросами туризма в соответствии с Конституцией занимается Министерство по делам молодежи, спорта и отдыха. Оно было создано в 1978г. В Министерстве ответственность за разработку и проведение туристской политики возложена на Директорат по туризму, в составе которого действуют Служба туристских предприятий и социального туризма, Служба развития туризма и Служба изучения и исследований туристской сферы услуг. В качестве специального органа в области туризма и туристских услуг с 1980г. действует Государственный секретариат по туризму, включенный в систему учреждений Министерства туризма, окружающей среды и спорта. Среди функций Государственного секретариата по туризму координация и руководство деятельностью государственных учреждений и общественных организаций в области охраны природы и окружающей среды. Он согласовывает и направляет деятельность заинтересованных органов и ведомств в области туризма и сферы услуг, представляет страну в международных туристских организациях. Функции в туристской сфере услуг осуществляет и ряд периферийных органов: региональные комитеты и региональные делегаты от туристских организаций. Их деятельность осуществляется в департаментах ассоциациями туризма 96 стран. Крупнейшими туристскими фирмами и бюро путешествий признаны «Туринг клуб де Франс», «Транстур» и др. В настоящее время центральным органом страны по формированию туристской сферы услуг является Министерство туризма, окружающей среды и спорта.

Италия. В качестве правительственного органа в области туризма действует Министерство туризма и развлечений, учрежденное в 1959г. Министерство осуществляет государственную политику в области туризма во взаимоотношениях как с другими государствами, так и ведомствами и частными лицами. Начиная с 1972г. ответственность Министерства в значительной степени передана местным властям. Объединение ЕТ осуществляет рекламу туризма за границей. Наиболее известные туристские предприятия Италии ЧИТ, «Транс Италия» и др.

Нидерланды. В стране вопросами туризма ведает отдел туризма Министерства экономики, который руководит работой Нидерландского национального управления по туризму.

Дания. В 1967г. было создано Датское управление по туризму, заменившее Национальную туристскую ассоциацию. Члены Управления представляют туристские организации, торговлю, промышленность, культурные агентства и частный сектор. Управление находится под юрисдикцией Министерства торговли страны.

Федеративная Республика Германия. В стране вопросами туризма занимаются Федеральное министерство экономики и экономические министерства земель. При Федеральном министерстве в 1977г. создан Консультативный совет по туризму, состоящий из представителей земель, местных ассоциаций, потребительских союзов и предприятий бизнеса. Совет подотчетен министру экономики и в его обязанности входит вносить предложения по вопросам туристской политики и оказывать помощь в подготовке квалифицированных кадров.

Португалия. С 1974г. Государственный секретариат по туризму часть Министерства торговли и туризма. В 1976г. была создана Национальная туристская корпорация, среди обязанностей которой управление гостиницами и турагентствами, а также государственными инвестициями в туристский сектор экономики и торговли, государственным предприятием «Енатур». В ведении корпорации находится Национальный институт подготовки специалистов по туризму и гостиничному делу.

Испания. В 1977г. при Министерстве информации и туризма создан Государственный секретариат по туризму, который впоследствии включен в Министерство торговли и туризма. Государственный секретариат по туризму состоит из трех главных директоров (по туристским предприятиям и туристской деятельности, развитию туризма и общим услугам), технической службы и службы международных связей. Испанский институт по туризму, Испанская туристская администрация, Официальная туристская школа и другие организации работают под руководством Секретариата. В его систему включены и местные государственные туристские общества. Объединяет усилия различных органов и ведомств в области туризма межведомственный орган Координационный совет по туризму.

В Испании с ее благоприятными природными условиями и относительными льготами для иностранных туристов не случайно размещена штаб-квартира Всемирной туристской организации.

Швейцария. В стране Туристская служба центральный департамент Министерства транспорта, связи и энергии. Туристская служба ответственна за проведение законодательства о туризме, координацию вопросов внутри федеральной администрации и ее частных секторов. Одновременно туристская служба выполняет обязанности секретариата на заседаниях Консультативной туристской комиссии, которая была создана Федеральным Советом в 1973г.

Специальным органом в области туризма является Национальная туристическая служба, которая имеет кооперативный характер. В ее компетенцию входят координация деятельности фирм и туристских агентств, а также осуществление работ по рекламе и информации о туризме в стране и за границей. Организацию в области туризма осуществляют и местные кантональные службы туризма.

Финляндия. Вопросами туризма занимается Финское туристское управление, которым руководит Министерство торговли и промышленности. Представителями государства в этой сфере признаны члены Финского туристского управления, Министерства иностранных дел, Министерства финансов и Министерства транспорта.

Греция. В 1950г. создана Национальная туристская организация, которая ответственна перед Советом Министров в рамках Президиума Совета. В систему организации входят две компании: «Ксения» и «Дженераль турист энтерпрайс».

Турция. В 1963г. создано Министерство туризма и информации. В результате реорганизации, проведенной в 1976г., департаменты Министерства были преобразованы с целью включения в них Генеральных директоров исследования и производства, оценки, туристского планирования, международных связей, подготовки специалистов в области туризма, а также департамента выполнения туристских проектов в районе Анталья. Туристский акционерный банк республики выделяет кредиты на туристские мероприятия.

Чешская Республика. Общее руководство деятельностью в области туризма осуществляет Совет Министров Республики. Он определяет направления развития туризма и его материальную базу, координирует деятельность всех государственных органов и организаций в этой области. К органам специальной компетенции относится Министерство торговли, в составе которого имеется Правительственный комитет по туризму специализированный консультативный орган. Он имеет туристские комиссии в областях и провинциях республики.

Словацкая Республика. В 1969г. Словацкий центральный комитет физкультуры в Братиславе открыл Бюро путешествий «Словакотурист». При Союзе молодежи было также создано Бюро путешествий одна из крупнейших молодежных туристских организаций в Европе. Кроме традиционных форм туристских поездок Бюро широко организует чартерные полеты, поездки на специальных поездах дружбы и др.

Автомобильный клуб Словакии и Бюро путешествий «Автотурист» оказывают туристские услуги главным образом мототуристам.

Япония. Департамент туризма работает в рамках Секретариата Министерства транспорта. Он отвечает за административные функции, связанные с развитием, совершенствованием и координацией туристской сферы услуг. Департамент туризма ответствен за осуществление содействия и проведение контроля за деятельностью различных полуофициальных и частных туристских организаций, к которым можно отнести Национальную туристскую организацию и Туристскую ассоциацию Японии.

В странах Западного полушария организация туризма имеет свои особенности, связанные с объективной необходимостью развития внутреннего туризма. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1961г. создана Туристская служба Соединенных Штатов (ЮСТС) агентство Министерства торговли, которое является национальной правительственной организацией. В результате признания Конгрессом Соединенных Штатов необходимости предпринять усилия в развитии сферы услуг внутреннего туризма ЮСТС получила в 1978г. мандат на развитие внутреннего туризма в пределах страны. Богатая туристская база и наличие множества национальных парков способствуют развитию туристской сферы услуг. В своей деятельности Служба туризма оказывает содействие представителям различных заинтересованных государств и частных организаций посредством служб Консультативного комитета по туризму при президенте страны.

Связь между официальными и частными туристскими службами обеспечивается компанией «Дискавер Америка трэвл организейшн». Она представляет общие интересы основных предприятий туристской сферы услуг. Среди ее членов отдельные лица более чем из 1000 организаций, фирм и агентств, отдельные штаты и правительственные учреждения.

Большую роль в развитии туризма в США играют местные турагентства, объединенные в неправительственные организации: Американское общество туристических агентств (American Society of Travel Agents) и Ассоциацию американской индустрии туризма (Travel Industry Association of America). Эти организации проводят исследовательскую, рекламно-информационную работу, издают всевозможные справочники и брошюры по данной проблематике, лоббируют в Конгрессе и правительстве вопросы, решение которых способствовало бы привлечению туристов и развитию необходимой инфраструктуры и т. п. Действует также множество туристских концернов. Крупнейшие из них: «Америкэн экспресс», «Маупин тур», «Холидей инз», «Аэропейз», «Дисней Уорд», «Дайнэрз клаб» и др.

В Канаде функции в области туризма возложены на Федеральную службу туризма, которая включена в систему правительственных органов по торговле. Канадское правительственное управление по туризму часть Федерального департамента промышленности, торговли и коммерции Министерства. Ответственность за федеральную туристскую политику в стране и за рубежом возложена на министра по промышленности, торговле и коммерции. Управление по туризму ответственно в первую очередь за проведение туристской политики.

В Мексиканских Соединенных Штатах в 1974г. образован Государственный секретариат по туризму как федеральный орган, ответственный за проведение национальной туристской политики, организацию, координацию, контроль и содействие туристской деятельности на национальном уровне.

В Эквадоре Национальный директорат по туризму подчинен Министерству промышленности, торговли и интеграции. Он отвечает за вопросы планирования, рекламы и развития туризма, а также руководства и контроля за этим развитием. Формулирование генеральной политики Директората находится в ведении министра промышленности, торговли и интеграции, возглавляющего Межминистерский комитет по туризму.

В Доминиканской Республике Национальный директорат по туризму создан в 1965г. Его функции охватывают вопросы координации и контроля всех видов туристской деятельности как в государственном, так и в частном секторе национального хозяйства страны. Директорат назначает членов Национальной туристской комиссиисвоего совещательного органа; руководитель Директората является председателем Корпорации гостиничного и туристского развития.

В Коста-Рике в 1955г. образован Институт по туризму автономная государственная организация; это юридическое лицо, располагающее своими собственными ресурсами. Его правление обладает независимыми полномочиями при принятии решений в отношении управления Институтом.

В Бразилии в 1966г. была создана Бразильская туристская корпорация как государственное предприятие с административной и финансовой автономией. Она подчинена Министерству промышленности и торговли. Министр возглавляет Национальный совет по туризму, в функции которого входят формирование, координация и руководство туристской политикой в стране. Одновременно Корпорация осуществляет координацию туристского маркетинга.

В Республике Гана под руководством Министерства торговли работает Управление по туризму, созданное в 1960г. В 1977г. на Управление были возложены новые задачи, относящиеся к вопросам регулирования секторов размещения, питания и развития туристской инфраструктуры. Управление состоит из 12 членов, представляющих различные министерства, деятельность которых связана с туризмом. В качестве вспомогательной организации создана Ассоциация туристских агентств Ганы.

В Республике Мали Туристская комиссия сформирована в 1975г. как государственная служба в рамках Министерства информации, ответственного за туризм. Развитием иностранного туризма в республике занимаются различные государственные органы. Организационную основу составляет Министерство развития индустрии и туризма, образованное в 1978г. В компетенцию Министерства входят вопросы управления, организации и контроля иностранного туризма в стране. Все отделы и управления (департаменты), занимающиеся вопросами туризма или связанные с ним, включены в состав Министерства. На него возлагаются обязанности контроля за валютой, которую иностранные туристы привозят в страну. В систему Министерства входит Комиссариат по туризму, главные задачи которого развитие туризма средствами рекламы, подготовка проектов законов и осуществление постоянного контроля над туристскими учреждениями.

Малийское общество по эксплуатации туристских ресурсов занимается активизацией туристской деятельности в республике и за ее пределами, в том числе осуществлением строительства и эксплуатации гостиничного хозяйства и созданием агентств и бюро путешествий. В непосредственное подчинение Общества входит отдел управления гостиницами. Для создания гостиничной базы принята программа туристского развития туризма в Мали. Среди функций Общества управление туристским агентством и автомобильной компанией, которые организуют индивидуальные и групповые поездки иностранных туристов. Агентство образовано на долевых началах совместно с другими предприятиями и учреждениями. В состав Общества входит также отдел управления магазинами по продаже сувениров, которые преимущественно находятся в международном аэропорту. В них продаются в основном предметы народного промысла (статуэтки, чучела птиц и животных), пользующиеся большим спросом среди зарубежных гостей. В структуре Общества действует управление «Служба ретрансляционных станций городов Мали», задача которого осуществление непосредственного или через международные гостиничные службы управления туристическими ретрансляционными станциями городов Мали и Томбукту.

В структуру Министерства развития индустрии и туризма включено Малийское управление по туризму, на которое возложена подготовка переводчиков для иностранных туристов и рекламы. Развитие туризма в республике осуществляется в рамках национальной системы организации и управления туризмом.

В Республике Танзании туристскую политику и координацию проектов развития туристских комплексов осуществляет Министерство естественных ресурсов и туризма. Одновременно в стране в 1969г. возникла Туристская корпорация Танзании. Она ответственна за развитие туризма и создана для представления рекомендаций правительству в отношении мер и политики, которые должны быть приняты в целях участия в туристской индустрии и обеспечения ее роста. Корпорация государственный орган Министерства торговли и промышленности.

В Республике Камерун в 1975г. создана Генеральная делегация по туризму в качестве органа центральной администрации, ответственного за подготовку и проведение туристской политики правительства, улучшение материальной базы туризма и сохранение национальных парков.

В Народной Республике Конго с 1964г. функционирует Конголезское агентство туризма, основные цели которого организация туризма в республике, развитие и координация всей деятельности в области туризма, охрана и поощрение развития национального искусства и фольклора. Главный орган агентства Административный совет туризма. Первые акты о создании туристской базы в стране касались организации туристских заповедников, охраны ландшафтов и природы.

В 1980г. вопросы туризма были сосредоточены в Министерстве туризма и окружающей среды. В структуру Министерства входят Кабинет министров, Главное управление туризма, Главное управление по окружающей среде.

Главное управление туризма возглавляется директором, назначаемым Советом Министров республики. В состав Управления входят отделы размещения и инвестиций, развития туризма, гостиничного хозяйства, исследований и планирования в области туризма, размещения и инвестиций, административное и финансовое управление.

Основными функциями Главного управления являются:

a                разработка проектов по вопросам общей политики в области туризма в республике в соответствии с директивами и рекомендациями правительства;

a                контроль за работой публичных учреждений и увеселительных предприятий;

a                учет всех потенциальных туристских ресурсов, которыми располагает республика, и разработка мероприятий по охране национального богатства;

a                координация и планирование подготовки квалифицированных кадров специалистов для работы в туристской индустрии;

a                выработка заключений по вопросам о целесообразности открытия новых туристских учреждений или предприятий, а также их размещении на территории страны;

a                изучение и разработка проектов законодательных актов по вопросам туристской политики;

a                содействие развитию и поощрению туризма как в национальном, так и в международном масштабах.

В Алжирской Народной Демократической Республике в 1963г. создано Министерство туризма. Официальная структура туризма в 1979г. была изменена путем реорганизации национальных корпораций, занятых вопросами туристского развития, и создания государственных предприятий в целях обеспечения лучшей координации и контроля за развитием основных отраслей туризма. В 1976г. образована Национальная туристическая гостиничная корпорация, на которую возложена ответственность за управление и маркетинг всего туризма в государственном секторе. В тот же год было создано Алжирское национальное управление туристских работ, которое стало заниматься всеми вопросами инфраструктуры и строительных работ, связанных с развитием туристского сектора.

В Ливийской Арабской Джамахирии в 1973г. организовано Главное управление по туризму и ярмаркамправительственное агентство, ответственное перед министром торговли республики.

В Республике Кипр с 1969г. существует Кипрская туристская организация (КТО), которая выделилась из состава Министерства торговли и промышленности. КТО управляется Советом директоров, состоящим из гражданских служащих и представителей частного сектора. Министр торговли и промышленности осуществляет контроль за деятельностью организации.

В Хашимитском Королевстве Иордании в 1968г. как корпоративный орган создан отдел по туризму Министерства туризма и античности. Его Совет директоров функционирует под председательством министра туризма и античности. Отдел руководит работой корпорации гостиниц и домов отдыха.

В Республике Бангладеш в 1972г. в качестве правительственного учреждения по туризму возникла Парджаханская корпорация, находящаяся под юрисдикцией Министерства внутренней и внешней торговли.

В Арабской Республике Египет в 1973г. было образовано Министерство туризма, которому поручено руководство развитием и эксплуатацией туристских районов. Во исполнение этой функции Министерство туризма составляет генеральные планы проведения строительных работ в пределах этих районов, а также проекты программ их выполнения с тем, чтобы обеспечить эти районы всеми услугами и оборудованием для такого строительства и последующей эксплуатации. В работе Министерства принимают участие Генеральная компания по туризму и гостиницам Египта и компания МИСРТРЭВА. Для координации туристских планов был создан Высший совет по туризму. Совет возглавляется премьер-министром страны. В работе Министерства принимает участие Генеральная компания по туризму и гостиницам Египта и компания МИСРТРЭВА.

В Республике Малайзии в 1972г. была создана Корпорация туристского развития для координации деятельности предприятий туристской индустрии, проводимой правительственными и неправительственными органами, и представления рекомендаций правительству по вопросам обеспечения роста туристской индустрии. Корпорация является государственным органом Министерства торговли и промышленности.

В Филиппинской Республике в 1973г. был создан Департамент туризма, который функционирует в качестве административного органа, ответственного за разработку политики планирования и координации. Это исполнительный орган правительства по вопросам развития туристской индустрии. Вместе с созданием Департамента туризма было решено организовать Филиппинскую туристскую службу орган, связанный с Департаментом и ответственный за проведение его политики в вопросах развития, рекламы и контроля за осуществлением туристских проектов.

Упрощение формальностей в области туризма и международных путешествий

Скоординированные политику и действия государств по продвижению и поощрению как индивидуальных, так и коллективных туристских путешествий, поездок и пребываний можно назвать упрощением туристских формальностей. На пути развития туризма известны две основные группы препятствий: те, которые касаются путешественников в целом, и те, которые затрагивают предпринимательство, занимающееся предоставлением услуг туристам. Процесс ликвидации препятствий на пути развития путешествий в целом обычно называют упрощением туристских формальностей, в то время как термин «либерализация» все чаще употребляется для определения процесса, связанного с устранением барьеров в туристском предпринимательстве и торговле туристскими услугами.

Упрощение туристских формальностей переросло свои узкие первоначальные рамки пограничных формальностей и таможенных процедур. Сегодня речь должна идти о позитивном стимулировании и поощрении путешествий и туризма, в частности путем принятия мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме.

Межправительственным организациям были поручены вопросы упрощения туристских формальностей, затрагивающие отдельные категории путешественников и туристов, виды транспорта или типы туристских сделок (контрактов). В этой связи особо следует назвать документы, принятые на заседаниях международных организаций:

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944), Конвенция по содействию международному морскому транспорту Международной морской организации (1965), Конвенция Киото Совета таможенного сотрудничества (1973). Международные медицинские правила Всемирной организации здравоохранения (1951), различные документы, принятые под эгидой Международной организации труда и касающиеся оплачиваемых отпусков, Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), рекомендации Совета Организации экономического развития и сотрудничества по международной политике в области туризма (1985), Единый европейский акт Европейских сообществ (1987). Тем не менее, существует потребность в усилении координации и взаимодействия между различными международными организациями по вопросам упрощения туристских формальностей и либерализации и, что еще более важно, в глобальном подходе к туризму.

Последние попытки вывести упрощение туристских формальностей за рамки секторальной защиты, обеспечиваемой рядом существующих документов, на уровень универсального охвата туристов независимо от вида транспорта нашли свое отражение в проекте Будапештской конвенции по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний.

Следует отметить, что формальности, затрагивающие путешественников в целом, обычно подразделяются на следующие группы:

а) паспорта и визы;

б) валютный контроль и контроль за обменом валюты;

в) таможенные правила;

г) медицинские формальности.

Проанализируем их подробнее.

1.      Требования, связанные с документами, могут рассматриваться в качестве препятствий на пути развития туризма, когда их выполнение плохо организовано, когда заявления произвольно не удовлетворяются, когда взимается чрезмерная плата или когда процедуры слишком сложны.

2.      Валютный контроль и контроль за обменом валюты не только формируют уровень туристских расходов, но могут также привести к сокращению объемов туризма в те места назначения, где введены подобные меры.

3.      Основная проблема таможенных правил большой разброс в разрешениях на беспошлинный ввоз и вывоз в различных странах. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве факторов, сдерживающих развитие туризма.

4.      Успехи в борьбе против болезней таковы, что в соответствии с действующими Международными медицинскими правилами Всемирной организации здравоохранения сейчас необходимо требовать единственный сертификат документ о прививке против желтой лихорадки.

В последние годы на процесс упрощения туристских формальностей серьезное воздействие оказывает распространение незаконной торговли наркотиками и рост терроризма.

Конкретные выводы и рекомендации Межпарламентской конференции по туризму 1989г. касаются упрощения туризма и туристских путешествий, поездок и пребываний. В них также отмечается, что государства должны уделять всевозрастающее внимание гармонизации, казалось бы, противоречащих друг другу принципов упрощения туристских формальностей, с одной стороны, и безопасности и защиты туристов и туристских объектов с другой. Одновременно подчеркивается, что государства должны обеспечить применение особо льготных процедур по отношению к отдельным категориям путешественников, например к молодежи, инвалидам и пожилым людям. Эти процедуры могли бы, в частности, включать уменьшение или отказ от сборов за выдачу дорожных документов, таких, как паспорта и визы, а также скидки на проезд на общественном транспорте. Помимо этого государства должны принять все необходимые меры для облегчения доступа инвалидов к туристским путешествиям, поездкам и пребываниям независимо от их специальных потребностей и условий.

Страхование международных туристских услуг

Страхование туризма и туристской сферы услуг особый вид страхования; его правовая основа развита в мировой практике: ни один турист не поедет в путешествие без соответствующей страховки.

Страхование это система отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (премий) путем выплаты страхового возмещения или обеспечения.

Система страхования делится на внутреннее, осуществляемое государством, акционерными и кооперативными страховыми организациями, и внешнее, осуществляемое международными страховыми компаниями.

В процессе страхования обязательно наличие двух сторон: специальной организации, которая ведает созданием и исполнением соответствующего Фонда в лице страховщика (юридических или физических лиц), и страхователей, вносящих в Фонд установленные платежи; взаимные обязательства оформляются договором страхования соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос (страховую премию) в установленные сроки. Факт заключения договора страхования удостоверяется страховым свидетельством (полисом).

В сфере туризма и путешествий сложились следующие виды страхования:

a                страхование туриста и его имущества;

a                страхование риска туристских фирм и агентств.

Кратко рассмотрим отдельные виды страхования.

Страхование туриста и его имущества. Этот вид страхования обеспечивает защиту граждан, пребывающих на турбазах, в путешествиях, в том числе и в турпоездах за рубежом. Страхование включает как ответственность за утрату или повреждение имущества туристов, так и страхование их жизни и здоровья. Специфическим видом такого страхования является страхование на случай задержки транспорта, плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе, а также непредоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг. В странах СНГ также появился новый вид страхования: страхование имущественного риска туриста в шопинг-туре от нарушения таможенных правил, конфискации товара или отказа в пропуске пересечения границы.

Страхование риска туристских фирм и агентств путешествий. Этот вид страхования включает в себя страхование имущества, транспорта, финансового риска туристских фирм и агентств путешествий и их ответственности по искам туристов, их родственников, третьих лиц или контрагентов и др. Следует отметить, что, направляя туристов за рубеж, туристская фирма или агентство путешествий всегда рискует столкнуться со сложностями в разрешении вопросов вывоза заболевшего туриста или тела погибшего.

Страхование туристов в зарубежных туристических поездках это страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов. Наиболее частые несчастные случаи отравление пищей, травмы, простудные заболевания, внезапная смерть. Во время шопинг-туров возможны конфликты с рэкетирами на местных базарах и в местах торговли.

Страхование иностранных туристов. Этот вид страхования обязателен по законодательству места проживания: медицинская страховка или специально приобретенный туристский страховой полис.

Страхование гражданской ответственности. Объектом такого страхования выступает ответственность страхователя перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб. Этот вид страхования распространяется на владельцев транспортных средств и прочих источников повышенной опасности. Водитель автомобиля обязан оформить страховой полис при пересечении границы большинства развитых стран. Этим же видом страхования пользуются владельцы домов, зрелищных учреждений, торговых предприятий и лица, занимающиеся частной практикой, врачи, юристы, бухгалтеры (на случай профессиональной ошибки). Обязательно наличие страхового полиса на данный вид страхования для туристского автобуса или индивидуального транспортного средства. Для выезжающих в Польшу, Болгарию, Румынию, Чешскую и Словацкую Республику страховой полис оформляется на бланках «Синяя карта». Для выезжающих в страны Европейского Союза страховой полис оформляется на бланках «Зеленая карта», действующих также в Тунисе, Турции, Израиле, Ираке, Марокко. Особый вид страхования «Д-карта» введен в Скандинавских странах с 1991г. Это вид общеевропейской страховой практики, согласно которой на границе с иностранного транспортного средства взимается страховая плата минимум за один месяц в соответствии с Европейским соглашением об обязательном автотранспортном гражданском страховании 1987г.

Финансовая компенсация предусматривается страхователю по условиям обычного страхового полиса в случае дорожно-транспортного происшествия или непредвиденного обстоятельства, но в некоторых ситуациях она недостаточна. Иногда необходимо немедленно, практически на месте решить возникающие у туриста или путешественника проблемы. Такая срочность и необычность услуг потребовали создания специализированных компаний для так называемой адресной доставки помощи, что и положило начало формирования компаний по ассистансу. Предоставляемые услуги главным образом ограничивались медицинской и технической помощью, что в настоящее время составляет важную часть страхового рынка «Ассистанс».

В страховых полисах предусмотрены схемы ассистанса для спортсменов, участвующих в тренировках и соревнованиях за рубежом, за дополнительную премию, суперассистанс, ассистанс по месту жительства, ассистанс граждан во всем мире, ассистанс специальный горнолыжный и др.

Следует особо выделить ассистанс туристских групп. Требование безопасности путешественников включает в себя: срочную репатриацию и возвращение пострадавших к месту жительства по медицинским показаниям; расходы на медицинское обслуживание; внесение залога под освобождение от ареста; страхование кражи авиабагажа и др.

Ассистанс грузовиков и автобусов (суперассистанс) гарантирует непрерывное обслуживание во всех обстоятельствах, ремонт, замену деталей, охрану поломанного автомобиля, помощь в сопровождении граждан или груза, замену шофера. Еще один вид помощи ассистанс 24 часа в сутки: возвращение пострадавших, медицинская помощь, ремонт автомобиля, возвращение детей, оставшихся без родительской финансовой поддержки, компенсационное возмещение по различным расходам.

«Принципиальная концепция ассистанса это оказание адресной помощи в нужный момент и в нужное время».

Среди страховых обществ, осуществляющих страхование туристов и международных путешественников, можно назвать ИНГОССТРАХ (Российская Федерация), который совместно с фирмой США GHMSI (Group Hospitalization and Medical Services Inc.) продает страховые полисы; страховую компанию «Меркурий» (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), специализирующуюся на страховании туризма и продаже туристским фирмам и частным лицам страховых полисов для путешественников, страхуя практически любые виды риска. Страховая фирма «Арарат» осуществляет страхование иностранных туристов, прибывающих в Израиль. Она предоставляет услуги иностранным гражданам в любой части Израиля и при содействии фирмы «Меркурий»израильским туристам в любой стране. Генеральным страховщиком   Российской  ассоциации  туристических агентств (РАТА) является страховая компания «Дина», выступающая на рынке туристского сервисного страхования совместно с французской компанией GESSA. На российском страховом туристском рынке работает также российско-американская страховая компания РОСГАЛ и ряд других.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)

|