На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ И ГОСТИНИЦ

 

Особенности организаций сферы услуг

Турфирмы и гостиницы оказывают услуги.

Под услугой понимается особый вид потребительной стоимости, существующей в форме полезной деятельности и удовлетворяющей общественные потребности.

Иначе, согласно ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и определения», под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Потребительная стоимость туристских услуг не является однородной и включает в себя,

во-первых, данную природой потребительную стоимость (горы, море, озера, лес, воздух и т.п.),

во-вторых, потребительную стоимость результатов прошлого человеческого труда (памятники архитектуры, произведения культуры, искусства и т.п.),

в-третьих, потребительную стоимость объектов инфраструктуры (автомобильные дороги, железнодорожные пути, вокзалы, концертные и конференц-залы, здания театров, музеев и т.п.) и, наконец, потребительную стоимость платных услуг по проезду, трансферу, размещению, питанию, страхованию, экскурсионному, паспортно-визовому и другим видам обслуживания.

Услуги имеют следующие особенности, влияющие на весь процесс деятельности по их оказанию:

1. Процесс производства услуги совпадает с процессом ее потребления во времени и в пространстве.

Совпадение момента реализации услуги с моментом ее фактического оказания приводит, как правило, к отсутствию незавершенного производства в учете организаций, оказывающих услуги. Оно может появиться только в случае, если отчетный период закончился ранее, чем уже начатый процесс оказания определенной услуги.

2. Услуги нельзя накапливать и хранить.

У организаций, оказывающих услуги, нет необходимости складировать готовую продукцию; у них не может быть «перепроизводства» услуг и «затоваривания» услугами.

3. Услуги как объект реализации неосязаемы: их нельзя потрогать, увидеть, их можно только описать.

Отсюда следует вывод о необходимости предъявления повышенных требований к документальному оформлению реализуемой услуги, качеству предоставляемой клиенту информации об услуге.

4. Качество услуг может изменяться: между предварительным описанием реализуемых услуг и реально оказываемыми услугами согласно этому описанию объективно может возникнуть разница в уровне качества.

Эта особенность требует от оказывающих услуги организаций четкой регламентации порядка решения вопросов по претензиям клиентов к качеству услуг и аннулированию заказов.

Кроме того, услуги в сфере туризма характеризуются территориальной разобщенностью, поскольку предоставляются различными организациями, зачастую находящимися на разных территориях (в месте приобретения права на услуги, в месте перемещения туриста, в месте пребывания туриста). Такая особенность повышает требования к обеспечению связи между отдельными звеньями процесса оказания услуги, а также приводит к повышению уровня расходов на средства связи (телефонной, факсимильной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, постовой и др.).

Как и во многих других отраслях, в индустрии туризма значительное влияние на организацию работы оказывает сезонное колебание спроса, что требует разработки и применения особой политики учета доходов и затрат в отдельные периоды отчетного года, разработки мероприятий в сфере налогового планирования.

Возникают также вопросы, связанные с уровнем оплаты труда персонала организаций в период несезона. Обычно удельный вес фонда оплаты труда в расходах оказывающих услуги организаций достаточно велик (более 30%), то есть процесс оказания услуги является трудоемким. Особенно трудоемкой является деятельность турфирм. Деятельность гостиниц можно квалифицировать не только как трудоемкую, но и относительно материалоемкую и фондоемкую.

Существует также зависимость деятельности организаций индустрии туризма от политической, социально-экономической, санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, действующих паспортно-визовых формальностей, национальной политики в сфере квотирования посещения туристами отдельных территорий и от многих других факторов, которые также должны учитываться при организации процесса предоставления туристских и гостиничных услуг.

Кроме того, все услуги (включая туристские и услуги гостиниц) в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей подлежат обязательному подтверждению их соответствия требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей (экологической чистоты, своевременности предоставления, комплексности, эргономичности, комфортности, эстетичности, культуре обслуживания, информативности).

Необходимые требования к безопасности туристских услуг и услуг гостиниц содержатся в государственных стандартах, соблюдение которых является обязательным.

В настоящее время в сфере туристских и гостиничных услуг действуют следующие стандарты:

1)      ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

2)      ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;

3)      ГОСТ Р 50646—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Услуги населению. Термины и определения»;

4)      ГОСТ Р 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

5)      ГОСТ Р 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования»;

6)      ГОСТ Р 51185—98. «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

Структура основных показателей деятельности турфирм и гостиниц

Выручка от реализации услуг в среднемировой гостинице складывается из следующих основных составляющих, %:

Использование номерного фонда

Деятельность служб общепита

Продажа напитков

Пользование телефоном и другими видами дополнительных услуг

Сдача в аренду помещений гостиницы другим организациям

Итого

Расходы среднемировой гостиницы, % от выручки от реализации услуг:

Зарплата обслуживающего персонала с начислениями

Зарплата управленческого персонала с начислениями

Эксплуатационные издержки по содержанию и ремонту имущества номерного фонда, закупке расходных материалов, оплате деятельности служб обеспечения (водо-, энерго-, газоснабжение, отопление, канализация и т.п.)

Затраты на ремонт и содержание оборудования

Амортизационные отчисления

Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Оплата аренды

Затраты на закупку продуктов питания

Затраты на закупку напитков

Таким образом, в среднемировой гостинице на образование прибыли до налогообложения остается примерно 13% от полученной выручки от реализации гостиничных услуг.

В среднемировой гостинице на каждые 100 номеров приходится от 68 до 75 человек обслуживающего персонала.

Структура численности персонала, обслуживающего 100 номеров, выглядит примерно так, человек:

Служба приема

На этажах

Службы питания

Телефонная служба

Службы дополнительных услуг

Аппарат управления

Коммерческая служба

Технические службы

Выручка от реализации услуг туроператора, формирующего путевки, складывается из следующих видов деятельности:

a                прием иностранных туристов;

a                направление туристов за рубеж;

a                внутренний туризм российских граждан;

a                деятельность агентств;

a                коммерческая деятельность (выпуск каталогов, торговля путеводителями, сувенирной продукцией, дисконтными телефонными картами, справочниками, картами, атласами и т.д.);

a                деятельность в области финансов и движения капитала (эффективное вложение временно свободных денежных средств);

a                прочие (реализация авиабилетов, оформление загранпаспортов, сдача помещений в аренду и др.).

Структуру выручки от реализации туристских услуг и численности персонала среднемировой турфирмы трудно представить по аналогии со среднемировой гостиницей, поскольку турфирмы имеют довольно большой разброс по объему и направлениям работы, используемым организационным структурам управления, предлагаемым туристским маршрутам и программам и по другим важным параметрам.

Расходы турфирм, как правило, складываются из двух составляющих. Первая — прямые расходы туроператора по формированию стоимости путевок, % от общей суммы этой категории расходов:

Визы

Страховки

Авиаперелет

Трансферы

Проживание и питание

Экскурсионная программа

Вторая — расходы по осуществлению деятельности турфирмы:

a                заработная плата персонала с начислениями;

a                процент агенту;

a                амортизация основных средств;

a                амортизация нематериальных активов;

a                расходы на аренду и содержание помещений;

a                хозяйственные расходы, включая канцтовары и т.п.;

a                оплата услуг других фирм (за пользование телефонной и другими видами связи, ремонт оргтехники, ведение бухучета по договору; юридические консультации и т.д.);

a                расходы на рекламу;

a                командировочные расходы;

a                представительские расходы;

a                расходы на обучение сотрудников;

a                налоги, относящиеся на себестоимость услуг;

a                прочие расходы (комиссия банку, различные сборы и т.п.). Наибольший удельный вес в этой группе расходов занимают, как правило, расходы на рекламу и оплату услуг связи.

Основные понятия индустрии туризма

Прежде чем перейти к наиболее сложным вопросам правового регулирования, бухучета и налогообложения деятельности турфирм и гостиниц, следует определить используемый далее по тексту понятийный аппарат, включая понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

По существу тур является выпускаемой в сферу потребления товарной формой туристского продукта.

Тур оформляется в виде путевки или' ваучера.

Туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, а также оплату входящих в стоимость тура туристских услуг.

Кроме того, туристская путевка является письменным акцептом оферты (согласием на предложение) туроператора или тур-агента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Наиболее часто используется 4зорма туристской путевки ТУР-1, утвержденная Минфином России, ее лицевая сторона зарегистрирована Минюстом России.

Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

На основании ваучера предоставляется обслуживание туристам и, кроме того, производятся расчеты с фирмами.

Единой, утвержденной Минфином России формы туристского ваучера на сегодняшний день не существует. Каждая туристская фирма разрабатывает свои бланки, как правило, с использованием действующих компьютерных программ. Обычно ваучер заполняется в четырех экземплярах: первый остается в учете турфирмы, второй является основанием для авансового отчета сопровождающего группу сотрудника фирмы, третий предъявляется принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг и подтверждающих этот факт печатей и подписей, четвертый вручается туристу. Примерная форма туристского ваучера приведена в приложении 1.

Под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

К организациям туризма (код ОКОНХ 91620) отнесены туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)

|