На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ОПЕРАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЗАГРАНПАСПОРТОВ И ВИЗ. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГРАНПАСПОРТОВ И ВИЗ

 

Порядок оформления общегражданских заграничных паспортов (ОЗП) определен в Законе о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [20]. Он регламентирует не только выезд граждан Российской Федерации за рубеж, но также и въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.

ОЗП выдается сроком на 5 лет. Срок оформления ОЗП — не более одного месяца со дня подачи заявления или в срочном порядке (при документальном подтверждении обстоятельств, связанных с экстренным лечением, болезнью или смертью близкого родственника) — в течение трех рабочих дней.

Не допускается оформление нового паспорта без изъятия старого, если срок его действия не истек.

К органам, уполномоченным выдавать ОЗП, относятся:

a                органы внутренних дел по месту жительства (отделы виз и регистрации);

a                МИД России на территории Российской Федерации (выдает ОЗП через командирующую организацию, зарегистрированную в данном министерстве в порядке, установленном Правительством РФ);

a                дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации за пределами Российской Федерации (выдают паспорта для граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом).

a                ОЗП выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя.

Следует обратить внимание, что не предусмотрена выдача ОЗП третьим лицам, например турфирме или ее представителю. Паспорт может быть выдан лично гражданину, его законному представителю, либо через соответствующим образом зарегистрированную командирующую организацию.

Под законными представителями несовершеннолетних и недееспособных граждан понимаются родители, усыновители, опекуны и попечители (статьи 20—23), что не противоречит статье 64 Семейного кодекса РФ от 29.12.95г. №223-ФЗ (в ред. от 02.01.2000г.).

Следовательно, не следует путать представительство согласно статьям 182—184 ГК РФ, в том числе представительство по доверенности, с законным представительством согласно Семейному кодексу.

Таким образом, гражданин или его законный представитель должен лично явиться в ОВИР для подачи заявления и получения ОЗП.

В связи с этим не может существовать официальных прямых договорных отношений между турфирмами и органами, уполномоченными выдавать ОЗП, и, следовательно, не может идти речь о каких-либо официально оплачиваемых турфирмой услугах ОВИРов или МИД России.

Основанием для выдачи ОЗП является письменное заявление (анкета) граждан, для лиц до 18 лет — заявление родителей.

В заявлении указываются данные о деятельности за последние 10 лет. Кроме того, предъявляется общегражданский паспорт, 4 фотографии, документ об оплате госпошлины, составляющей 2 МРОТ (на территории Российской федерации), консульского сбора (за пределами Российской Федерации) и документ об оплате сбора за бланк паспорта в размере 0,2 МРОТ.

Все документы оформляются в печатном виде.

При оформлении ОЗП в МИД России командирующая организация назначает ответственное лицо, которое представляет в МИД России: уставные документы организации; список лиц, на которых оформляются ОЗП; трудовые книжки, подтверждающие, что указанные в списке лица в настоящее время являются штатными сотрудниками командирующей организации; общегражданские паспорта этих сотрудников.

Следовательно, через командирующую организацию можно оформлять ОЗП только штатным сотрудникам этой организации, а не туристам.

На практике срок оформления ОЗП в один месяц со дня подачи заявления не соблюдается. Это связано с тем, что для принятия решения о выезде гражданина Российской Федерации делаются две проверки (по линии МВД России на судимость) и по линии ФСБ России (на осведомленность в государственной тайне). Как правило, запросы осуществляются путем служебной переписки и занимают много времени. В случае отклонения просьбы о выдаче ОЗП повторное заявление рассматривается через 6 месяцев.

Существуют основания для временных ограничений в праве граждан Российской Федерации на выезд (статья 15 [20]). К таким ограничениям относятся: осведомленность в государственной тайне до 5 лет со дня последнего ознакомления с секретными сведениями; призыв на военную или альтернативную гражданскую службу до окончания срока службы; задержка по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемого. Кроме того, запрещен выезд граждан, осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомо ложные сведения. Отказ в праве выезда может быть обжалован в суде.

При оформлении договора на оказание туристских услуг тур-фирма обычно вносит в него пункт об ответственности туриста за наличие у него должным образом оформленного ОЗП.

Гражданин Российской Федерации при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию в пунктах перехода границы проходит паспортный контроль с отметкой в загранпаспорте даты пересечения государственной границы. В случаях, установленных международными договорами, для пересечения границы Российской федерации (при выезде) необходимо наличие в ОЗП въездной визы иностранного государства, которое собирается посетить гражданин Российской Федерации.

Под туристической визой (tourist visa) понимают отметку в паспорте, проставляемую дипломатическими представительствами иностранных государств и дающую разрешение владельцу паспорта на временный въезд на территорию государства, выдавшего визу, с целью туризма и отдыха.

ОЗП туриста должен быть действителен как минимум на дату его возвращения в Российскую федерацию из зарубежной поездки. Посольства некоторых государств при решении вопроса о въездной визе гражданина Российской Федерации в их страну требуют, чтобы паспорт был действителен в течение более длительного срока, например 6 месяцев.

Виза выдается обычно на определенный срок — от нескольких недель до нескольких месяцев, лет. За выдачу визы взимается плата (консульский сбор). Существует понятие — «минимальный срок обращения за визой». Этот срок равен количеству календарных дней, необходимых посольству для рассмотрения визового вопроса и выдачи визы.

Все параметры визового обслуживания имеют определенный разброс в зависимости от страны выезда. Так, срок получения визы для российских граждан варьируется от 1 до 40 дней.

Как правило, для получения визы необходимо заполнить одну или несколько анкет и приложить к ним фотографию давностью не более двух лет. Иногда в сноске на анкете указан способ прикрепления фото (клей, скобки, скрепки, скотч, не приклеивать и др.).

Некоторые посольства запрещают копировать бланки визовых анкет, поэтому бланки должны быть получены в посольстве. Анкеты имеют различия в зависимости от целей и продолжительности поездки. В некоторых анкетах от туриста требуется медицинское освидетельствование. Анкеты заполняются на русском языке, можно от руки черными чернилами печатными буквами без сокращений.

Турфирмы могут получать визы на группу более четырех человек. К служебному письму (НОТЕ) прикладывается список этих лиц. От физического лица, претендующего на визу, требуется приглашение в виде письма, телекса, факса в оригинале или заверенной копии.

Одни страны допускают безвизовый въезд на определенный срок (Румыния, Колумбия, Шри-Ланка, страны СНГ, Кипр, Чехия, Словакия и др.), другие можно посетить без визы, но по приглашению (Болгария, Венгрия, Польша, Словения и др.), в третьих въездные визы можно получить в пунктах прибытия (Египет, Ливан, Мальта, ОАЭ, Сирия, Турция, Кипр и др.).

Визовое законодательство отдельных стран подвержено частым изменениям, за которыми турфирмы должны следить.

В последнее время некоторые посольства проводят политику ужесточения выдачи выездных виз гражданам Российской Федерации: вызывают туристов на собеседования, требуют представления различных справок, в том числе об уровне доходов, повышают размер консульского сбора, продлевают сроки оформления виз и т.п.

Организующей поездку турфирме рекомендуется предупреждать туристов о том, что она не несет ответственности за возможный отказ от предоставления визы. В этом случае понесенный туристом ущерб может быть компенсирован страховой компанией, если это предусмотрено договором страхования.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оформлению загранпаспортов и виз

Стоимость услуги турфирмы по оформлению выездных виз включается в стоимость турпутевки и освобождается от НДС (основание: лицевая сторона бланка строгой отчетности ТУР-1 содержит графу «Виза»).

Услуги по оформлению документов для получения ОЗП могут предусматривать подготовку документов (печать заявления-анкеты), фотоуслуги, оплату за туриста в Сбербанке госпошлины и сбора за бланк паспорта и другие услуги, за исключением оплаты услуг органов, уполномоченных выдавать ОЗП (как уже говорилось, оплата услуг органов, выдающих ОЗП, официально не предусмотрена, поэтому турфирма не может иметь официального возмездного договора с ОВИРами и МИД России по оформлению ОЗП).

Услуги по оформлению документов для получения ОЗП могут быть включены в стоимость турпутевки (графа «Дополнительные оплаченные услуги» бланка строгой отчетности ТУР-1), в этом случае они вместе с турпутевкой не облагаются НДС. Как правило, такие услуги включаются турфирмой в турпродукт при формировании индивидуальных туров.

При формировании групповых туров составляется единая калькуляция стоимости тура для всех туристов. Так как у большинства туристов, как правило, уже имеются ОЗП, стоимость услуг по оформлению документов для получения ОЗП в калькуляцию не включается. В этом случае турфирма вынуждена оказывать услуги по оформлению документов для получения ОЗП отдельным туристам как дополнительно оплачиваемые сверх стоимости турпутевки услуги, которые облагаются НДС в общеустановленном порядке. Следует заметить, что тогда турфирма обязана использовать контрольно-кассовую машину при приеме наличных денежных средств от туристов.

Некоторые турфирмы оказывают услуги по оформлению документов для получения ОЗП и виз как самостоятельные услуги, то есть без формирования турпутевки. В этом случае такие услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом госпошлина, вносимая турфирмой за туриста, не содержит НДС, поскольку действия уполномоченных органов, за которые взимается пошлина, согласно пункту 12 «и» Инструкции Госналогслужбы России № 39 [4] НДС не облагаются.

При оказании турфирмой фотоуслуг к зачету в расчетах с бюджетом может быть принят НДС по приобретенным фотоматериалам и другим материальным ресурсам, используемым в процессе оказания этих услуг.

Тем не менее, на всю сумму выручки от реализации не включенных в стоимость турпутевки услуг по оформлению ОЗП и визы туристу должен быть начислен НДС в бюджет. С позиций налогообложения это невыгодно для турфирм, поскольку величина НДС, принимаемого к зачету в расчетах с бюджетом по этим операциям, как правило, отсутствует или незначительна в отличие от величины НДС, начисленной по этим услугам.

Для подтверждения расходов по оплате консульского сбора за визу турфирмы должны оформлять заверенные в зарубежных представительствах списки своих клиентов, выезжавших в соответствующие страны. Эти списки хранятся в отчете кассира.

Одна из проблем для турфирм состоит в том, что не все посольства иностранных государств дают подтверждение о приеме российской валюты за консульский сбор. Некоторые из них выдают документ о приеме иностранной валюты. Этот документ не является официальным подтверждением расходов турфирмы, поскольку согласно пункту 15 Письма ЦБ РФ от 02.09.94г. №107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации» расчеты наличной иностранной валютой в Российской Федерации запрещены, как и выдача этой валюты под отчет для оплаты виз.

Ниже приведены конкретные примеры, отражения в бухгалтерском учете операций по оформлению документов для получения ОЗП и виз. При этом случай, когда стоимость услуг по оформлению документов для получения ОЗП и виз включена в стоимость путевки и не облагается НДС, не представляет интереса из-за простоты, поскольку совпадает с обычным порядком отражения операций в бухгалтерском учете туроператора, реализующего путевки без НДС, и в рамках данной статьи не приводится.

Рассмотрим два других случая:

1)      когда турфирма оказывает услуги только по оформлению документов для получения ОЗП без формирования путевок (пример 9);

2)      когда турфирма наряду с формированием путевок оказывает отдельным туристам дополнительные услуги по оформлению документов для получения ОЗП (пример 10).

ПРИМЕР. В отчетном месяце несезона турфирма ЗАО «Икс-тур» получила только выручку от реализации услуг по оформлению документов, необходимых туристам для получения ОЗП: печатание заявлений-анкет, фотоуслуги, оплата за туристов госпошлины и сбора за бланк паспорта. Фирма работала на условиях 100%-й предоплаты.

Для отражения этих операций в бухгалтерском учете использован тот же рабочий план счетов, что и в примере 8.

На последнее число месяца перед выявлением финансового результата от деятельности турфирмы необходимо сделать следующие расчеты.

Расчет 1. Распределение общехозяйственных расходов между облагаемой и не облагаемой НДС видами деятельности пропорционально выручке от реализации услуг по соответствующему виду деятельности

1.      За отчетный месяц общая сумма выручки от реализации без НДС составила 206 000 руб. (200 000 + 6000), в том числе 97% (200 000 : 206 000 100%) — не облагаемая НДС выручка от реализации путевок и 3% (6000 : 206 000 • 100%) — выручка от реализации облагаемых НДС услуг по оформлению документов для получения ОЗП.

2.      В целом за отчетный месяц общехозяйственные расходы составили 30 000 руб., из них 29 100 руб. (30 000 97%) — общехозяйственные расходы в части не облагаемой НДС деятельности и 900 руб. (30000 - 3%) — общехозяйственные расходы в части облагаемой НДС деятельности.

Расчет 2. Расчет общей суммы затрат по каждому виду деятельности

Общая сумма затрат турфирмы составила 105 000 руб. (70 000 + + 5000 + 30 000), в том числе 99 100 руб. (70 000 + 29 100), или 94% (99 100 : 105 000 100%) — затраты в части не облагаемой НДС деятельности; 5900 руб. (5000 + 900), или 6% (5900 : 105 000 х 100%) — затраты в части облагаемой НДС деятельности.

Расчет 3. Распределение НДС между облагаемой и не облагаемой этим налогом видами деятельности пропорционально общей сумме затрат по соответствующим видам деятельности

За отчетный месяц НДС, уплаченный поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), составил 3000 руб.; из них на не облагаемую этим налогом деятельность приходится 2820 руб. (3000 94%) — эта часть НДС подлежит отнесению на издержки производства и обращения, на облагаемую данным налогом деятельность приходится 180 руб. (3000 6%) — эта часть НДС подлежит зачету в расчетах с бюджетом. Необходимые бухгалтерские проводки:

Используемый понятийный аппарат

В действующих нормативных документах используется несколько названий общехозяйственных расходов, что создает путаницу при решении вопросов об учете, списании и распределении данной категории расходов и заполнении бухгалтерской отчетности, в частности Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Так, в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 26 «Общехозяйственные расходы». Однако в Отчете о прибылях и убытках и ПБУ 10/99 общехозяйственные расходы названы управленческими.

Кроме того, в зависимости от выбора метода группировки и списания на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы делятся на прямые и косвенные (накладные) и на условно-переменные и условно-постоянные (метод «директ-костинг» — списание общехозяйственных расходов в конце отчетного периода в полном объеме непосредственно в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»).

По составу же, как правило, прямые расходы совпадают с условно-переменными, они же являются расходами основного производства, напрямую отражаемыми на счете 20 «Основное производство».

Косвенные (накладные) расходы аналогичны условно-постоянным, они же отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В Отчете о прибылях и убытках общехозяйственные расходы отражаются в составе себестоимости продукции (работ, услуг), если выбран традиционный метод группировки и списания, или отдельно по строке «Управленческие расходы», если выбран метод «директ-костинг».

Ниже речь пойдет об учете, списании и распределении общехозяйственных расходов (согласно действующему плану счетов), косвенных (накладных) либо условно-постоянных расходов (согласно выбранному методу их группировки и списания), управленческих расходов (согласно финансовой отчетности организации и ПБУ 10/99). Состав же общехозяйственных, косвенных (накладных), условно-постоянных и управленческих расходов, как правило, один и тот же.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)

|