Туризм | Горные лыжи | Пляжный отдых | Туры выходного дня | Пляжный отдых | Новогодние туры | Новогодние туры | Оздоровительные туры | Красота и здоровье | Недвижимость за рубежом

На главную | К содержанию

На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Первая всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», проходившая 23-25 марта 1997г. в г.Раково Московской области, рекомендовала осуществлять подготовку специалистов туризма на основе туристики.

«Туристика» - термин новый, и поэтому вначале необходимо дать ему определение. При определении туристики надо исходить из ее конкретно-целевой, практической направленности - туристского обслуживания граждан.

ТУРИСТИКА - это система прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект (туристскую фирму).

Структурная схема туристики как комплекса наук о туризме и туристском обслуживании граждан приводится на рис. 5.

Данная схема показывает, что туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма:

a                организацию;

a                управление;

a                экономику.

Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом ее элементов и способом их объединения (взаимодействия).

Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, турагенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.

В организационной структуре отрасли туризма можно различить социально-экономический, материально-вещественный, технологический и информационный аспекты.

Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.п.

Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.

Следующий аспект организационной структуры туризма - информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, то есть вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем ее укрупнения или сокращения.

Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществление управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, местные органы власти, комитет (или департамент) по туризму и др.

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.

Структура управления отраслью туризма представлена на рис. 6.

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:

a                разработку основ государственной политики в сфере туризма;

a                участие в разработке законодательства Российской Федерации по туризму;

a                координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

a                анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляться на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

a                объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;

a                создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;

a                строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

a                инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;

a                содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России;

a                продвижение совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;

a                выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале. Деятельность НТК должна определяться общепринятыми отечественными и мировыми стандартами.

Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов РФ определяется нормативными документами.

Например, в 1996г. в Санкт-Петербурге вместо департамента туризма мэрии Санкт-Петербурга был образован Комитет по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга как структурное подразделение администрации города.

Задачей комитета являются:

a                реализация политики администрации Санкт-Петербурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курортного дела;

a                прогнозирование и региональное планирование развития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курортов;

a                разработка проектов программ привлечения инвестиций в развитие гостиничного хозяйства и курортов Санкт-Петербурга;

a                организация рекламы Санкт-Петербурга как туристского центра;

a                осуществление других функций администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.

Комитет имеет право:

a                вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомственных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и увольнять руководителей;

a                разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью комитета;

a                подготавливать и представлять в установленном порядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению комитета;

a                принимать участие в формировании проектов бюджета Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в подведомственной комитету сфере;

a                содействовать развитию международного и внутреннего туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхающих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;

a                проводить лицензирование и сертификацию туристской и гостинично-курортной деятельности на территории Санкт-Петербурга;

a                рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирового туризма;

a                принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;

a                участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.

Завершающим элементом туристики является экономика туризма.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ туристской деятельности - управление производственно-обслуживающим процессом в туристской фирме.

Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.

Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.

Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.

Технология туристского обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского продукта, а также способов воздействия на процесс продвижения туристского продукта на туристском рынке.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ это - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристских фирмах.

Интегральной функцией менеджмента является маркетинг.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ означает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристского продукта, ориентированный на учет требований туристского рынка и активное воздействие на спрос с целью расширения объема продажи туристского продукта.

ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристского продукта и прибылью от его реализации - с другой.

Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристской фирмы.

Туристская политика государства

Туристская политика является одним из видов социально-экономической политики государства.

Туристская политика государства - это деятельность государства по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), совершенствованию форм туристского обслуживания граждан и укреплению на их основе своего политического, экономического и социального потенциала.

Туристская политика реализуется на всей территории Российской Федерации, но главным образом на уровне отдельных субъектов федерации (регионов) с целью преодоления имеющихся в них социально-экономических противоречий между развитием экономики региона и туризма в нем.

Турист», к".? политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития народнохозяйственного комплекса.

Механизм реализации туристской политики государства включает:

a                выработку концепций развития туризма;

a                составление целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации;

a                разработку конкретных мер для достижения поставленной цели;

a                государственное регулирование туристской деятельности. Основными направлениями туристской политики являются защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма.

Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Под стратегией понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она позволяет сконцентрировать усилия на путях решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив в сторону все другие варианты.

ТУРИСТСКАЯ СТРАТЕГИЯ определяет действия государства в области реорганизации и развития туризма. Она направлена, прежде всего, на выработку общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуются время и большие финансовые ресурсы.

Под тактикой понимаются линия поведения кого-либо, избранные им способы достижения какой-либо цели. ТУРИСТСКАЯ ТАКТИКА - это конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях (например, порядок лицензирования международной туристской деятельности, ценообразования в туризме, налогообложения и др.). Задача туристской тактики заключается в выборе наиболее оптимального решения в данной хозяйственной ситуации. Указом Президента РФ от 22 декабря 1995г. №1284 была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.

Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах, с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Для реализации этой цели предполагаются:

a                включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;

a                выполнение федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»;

a                создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной правовой практике;

a                формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристского рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;

a                введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;

a                создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.

Для реализации поставленной цели наряду с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, обеспечивающим государственное регулирование в отрасли, будут действовать Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте Российской Федерации и финансово-промышленная группа - Национальная туристская корпорация.

Перспективы развития туризма в стране определены федеральной целевой программой «Развитие туризма в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г.177 и Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997г. №222.

В федеральной целевой программе подчеркивается, что на долю Российской Федерации приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Поэтому ее реализация позволит более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживить отечественный туристский рынок, укрепить материально-техническую базу туризма, сократить дефицит квалифицированных кадров.

Основные задачи программы следующие:

a                создание современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций;

a                формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;

a                обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации;

a                упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристской деятельности;

a                стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого бизнеса в этой области;

a                создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристских районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;

a                интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;

a                реализация в России концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

a                содействие в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания;

a                стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

a                совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии, проведение активной рекламной деятельности;

a                создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

a                развитие отраслевой туристской науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.

Программу предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап (1995-1997гг.) включал разработку и реализацию системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом.

В результате реализации первого этапа программы произошел рост внутреннего и въездного туризма.

Второй этап (1998-2005гг.) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизацию существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов средств размещения и туристской инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристского продукта на мировой рынок.

В результате реализации второго этапа программы ожидается дальнейший рост туристских потоков.

Исходя из цели, задач и этапов программы разработана система мероприятий по ее реализации, которая включает:

a                нормативно-правовую область;

a                организацию туристской деятельности и управление развитием туризма;

a                содействие развитию материальной базы туризма;

a                рекламно-информационное обеспечение продвижения отечественного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;

a                кадровое обеспечение развития туризма.

Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.

Важная роль в формировании нормативно-правовой базы отводится принятию соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, а также заключению межправительственных соглашений и соглашений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области развития туризма.

Особое значение имеет работа по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных нормативных правовых актов, составляет основу раздела по совершенствованию организации туристской деятельности и управления развитием туризма.

Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристских объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристской инфраструктуры.

Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:

a                подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка России;

a                участие в организации и проведении крупнейших международных и отечественных туристских выставок;

a                реформирование сети загранпредставительств Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом;

a                создание информационных банков данных туристских средств размещения, фирм, туров, маршрутов и др.;

a                проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе с целью формирования образа России как страны, благоприятной для туризма.

Указанные мероприятия направлены, прежде всего, на популяризацию туристских возможностей страны в целом. Для их реализации планируется активно привлекать внебюджетные средства.

Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:

a                определение потребности в специалистах;

a                определение перечня туристских профессий и соответствующих учебных специальностей;

a                разработку учебных программ и методических пособий;

a                содействие в формировании сети специализированных учебных заведений и подготовке кадров преподавателей.

Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг. предусматривается «создание современного высокоэффективного туристского комплекса».

Для этого предполагается ускорить формирование отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития материальной базы туризма.

При этом приоритет будет сделан на реализацию быстроокупающихся проектов с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования, прежде всего собственных средств предприятий, средств от приватизации, частных инвестиций, государственных кредитов и кредитов финансово-коммерческих структур, доходов от рекламной деятельности, лотерей и игрового бизнеса.

Деятельность туристских фирм в нашей стране регулируется Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации и другими законодательными документами: Положением о лицензировании международной туристической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995г. №1222; Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997г. №490; Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997г. №1025; Правилами, оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997г. №1036; ГОСТом 28681-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» (основные положения); ГОСТом Р50645-94.«Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»; ГОСТом Р50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; ГОСТом Р50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»; ГОСТом Р50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» и т.д.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» четко определил роль федеральных органов государственной власти в развитии туризма и организации туристской деятельности.

Туристская деятельность представляет собой туроператорскую, турагентскую и иную деятельность по организации путешествий.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

a                обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

a                охрана окружающей природной среды;

a                создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

a                развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

a                создания нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

a                содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

a                зашиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

a                лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

a                установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

a                прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

a                создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

a                налогового и таможенного регулирования;

a                предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

a                содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

a                развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

a                содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

a                обеспечения картографической продукцией;

a                иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Одним из важных мероприятий туристской тактики является лицензирование туристской деятельности.

Лицензирование туристской деятельности было введено в нашей стране постановлением Совета Министров от 25 декабря 1993г. №1343 «О лицензировании туристской деятельности в Российской Федерации». 12 декабря 1995г. Правительство РФ своим постановлением №1222 утвердило новое Положение о лицензировании международной туристической деятельности.

В перспективе предполагается ввести раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.

Лицензия на осуществление международной туристской деятельности выдается сроком на три года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

Лицензия выдается Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму и действует на всей территории РФ. Вышеуказанный комитет может передать полномочия по лицензированию туристской деятельности соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

a                наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

a                отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности, и условиям безопасности.

Условиями действия лицензии являются:

a                доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

a                наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

a                наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристское образование или стаж работы в сфере туризма не менее трех лет.

Для получения лицензии заявитель представляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

a                заявление;

a                копии учредительных документов;

a                копию свидетельства о государственной регистрации;

a                документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

a                документ налогового органа о постановке на учет (или копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа).

Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму совместно с Российской ассоциацией туристских агентств и Лигой защиты прав путешествующих разработал типовую форму туристской путевки, которая была утверждена письмом Минфина России от 10 апреля 1996г. №16-00-30-19. Туристская путевка является бланком строгой отчетности для внутреннего и международного туризма.

Туристская политика затрагивает временной и пространственный аспекты.

Временной аспект туристской политики определяет действия государства в области развития туризма на текущий момент и на длительный период времени.

Поэтому туристская политика представляет собой комплекс двух политик - текущей и долговременной.

Текущая туристская политика заключается в оперативном регулировании туристского рынка.

Долговременная туристская политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных задач по развитию туристской индустрии, требующих относительно больших затрат времени и капитала. Поэтому она охватывает достаточно продолжительный период времени и часто затрагивает структурные изменения сферы туризма и его хозяйственного механизма в перспективе.

В конечном итоге туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народнохозяйственного комплекса.

Экономическая эффективность туризма

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

a                организации туризма в масштабах государства;

a                туристского обслуживания населения региона;

a                производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

a                системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

a                отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;

a                туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.

Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы - доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров,

По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.

Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.

Доля суммы ввоза туристами наличной валюты в общей сумме ввезенной валюты в 1996г. составляла 5,8%, в то время как доля суммы вывоза валюты туристами в общей сумме вывезенной валюты - 28%, или в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует считать тот факт, что в 1996г. по сравнению с 1995г. сумма ввоза туристами валюты возросла на 0,8 млрд. долл. (с 1,4 до 2,2 млрд.. долл.), или на 57,1%, а сумма вывоза валюты уменьшилась на 0,7 млрд. долл. (с 9,0 до 8,3 млрд. долл.), или на 7,8%.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

a                сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;

a                значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;

a                большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;

a                ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах).

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Экономические показатели развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

Система показателей развития туризма включает:

a                объем туристского потока;

a                состояние и развитие материально-технической базы;

a                показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

a                показатели развития международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Мощность коечною фонда определяется по формуле

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

a                количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

a                количество туродней по иностранным туристам;

a                суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются в следующем:

a                увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;

a                растет валовой национальный продукт;

a                создают новые рабочие места;

a                реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

a                привлекается капитал, в том числе иностранный. Недостатки развития туризма проявляются атом, что туризм:

a                влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;

a                способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

a                вызывает экологические и социальные проблемы. Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)

|