На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Понятие учета и его виды

Учет является инструментом эффективного экономического управления любым предприятием. В учете формируется информация о производственных, экономических и финансовых показателях работы предприятия. Эта информация после ее обработки и анализа позволяет принимать эффективные решения в сфере управления и поддерживать финансовое равновесие предприятия.

Различают бухгалтерский (финансовый) учет и производственный (управленческий) учет. Оба вида учета, несмотря на имеющиеся различия, на практике тесно связаны друг с другом и базируются частично на одинаковых данных.

Финансовый учет охватывает все выраженные в денежной форме взаимоотношения предприятия с внешними контрагентами. В финансовом учете непрерывно отражается движение денежных средств и имущества предприятия. Основной задачей финансового учета является формирование полной и достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия.

Данные финансового учета это, по существу, данные публичной финансовой отчетности предприятия, которые содержат неполную информацию о предприятии и не раскрывают коммерческой тайны и причин его успешной или неуспешной деятельности.

В России к публичной финансовой отчетности относятся бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти формы отчетности содержат следующие основные сведения о предприятии:

1)              о составе и структуре имущества (нематериальных активов; основных средств; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; долгосрочных финансовых вложений, в том числе в дочерние и зависимые общества, в ценные бумаги; запасов и затрат; дебиторской задолженности предприятию покупателей и заказчиков и прочих дебиторов);

2)              о величине обязательств (уставный, добавочный и резервный капитал; резервные фонды; целевое финансирование; долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и прочие займы; кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, по оплате труда, по социальному страхованию, бюджету, прочим кредиторам);

3)              о выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческих и управленческих расходах; прибыли (убытка) от реализации; внереализационных доходах и расходах; балансовой прибыли отчетного периода и величине ее использования, налоге на прибыль. В данных финансового учета заинтересованы больше внешние пользователи: налоговые органы с целью установления соответствия совершаемых на предприятии финансово-хозяйственных операций действующему налоговому законодательству; компаньоны с целью получения информации о рентабельности своих денежных вкладов; инвесторы, предоставляющие займы, с целью получить информацию о надежности предприятия с точки зрения возврата кредита и выплаты процентов за него. Пользуется данными финансового учета и руководство предприятия для решения задач в сфере финансово-экономического управления.

Управленческий учет охватывает регистрацию и контроль всех оперативных данных, связанных с производственным процессом предприятия, а также как можно более точное отражение этих данных с целью их анализа и на основе результатов анализа принятия точных управленческих решений. Данные управленческого учета — это данные бизнес-планов, форм оперативной отчетности в области маркетинга, в системе управления производством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг, всех других возможных источников информации. Эти данные являются комплексными, охватывающими все стороны деятельности предприятия, и вместе с данными финансового учета содержат полную информацию о предприятии, включая информацию, содержащую коммерческую тайну и причины успешной или неуспешной деятельности предприятия. Поэтому данные управленческого учета предназначены для внутреннего использования и анализа. Состав источников информации, методы и формы (регистры) ее учета, периодичность, сроки составления в отличие от публичной финансовой отчетности, законодательством не регламентированы и определяются основным пользователем — руководством предприятия.

Организация учета зависит, прежде всего, от требований действующего законодательства в области учета и налогообложения, от экономической ситуации в стране, от целей функционирования и экономической политики предприятия, от его размеров и отраслевых особенностей.

Понятие учетной политики и определяющие ее факторы

Новыми нормативными документами, принятыми в России в условиях рыночных экономических отношений, введено понятие«учетная политика». Каждое предприятие теперь имеет возможность самостоятельно выбирать по ряду элементов учета определенные учетные операции, которые напрямую отражаются на результатах его хозяйственной деятельности. Поэтому разумный выбор отдельных положений учетной политики позволяет предприятию обеспечить сокращение затрат и минимизацию налогов. Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, применение счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством предприятия должны исходить из следующих основных допущений:

a                допущение имущественной обособленности предприятия, которое предполагает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого и других предприятий;

a                допущение непрерывности деятельности предприятия, которое предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него не существуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства предприятия будут погашаться в установленном порядке;

a                допущение последовательности применения учетной политики, которое предполагает, что учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому.

a                допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, которое предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и подлежит обязательному раскрытию (объявлению) в пояснении к годовому отчету, представляемому в налоговые органы. Объявленная учетная политика предприятия должна быть стабильной в течение ряда лет. Изменения в учетной политике могут быть только в случае: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников; изменений законодательства РФ и системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; разработки новых способов бухгалтерского учета. Предприятиям запрещено изменять учетную политику в течение отчетного года, а изменение учетной политики при переходе к новому отчетному году должно быть обосновано и объяснено в налоговых органах. Кроме того, последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменениями законодательства РФ, должны быть оценены в стоимостном выражении. В связи с этим подготовка и объявление учетной политики является серьезным мероприятием, последствия которого напрямую влияют на финансовое состояние предприятия. Выбор того или иного способа оценки имущества, определения некоторых расчетных величин приводит к разным налогооблагаемым базам, суммам налогов, подлежащим взносу в бюджет, различиям по другим итоговым показателям работы предприятия. Кроме того, один раз выбранная неэффективная учетная политика может привести предприятие к финансовым потерям в течение всего отчетного года. На выбор и обоснование учетной политики предприятия влияют следующие основные факторы:

1.      Форма собственности и организационно-правовая форма (государственное предприятие, акционерное общество открытого типа, акционерное общество закрытого типа и т.п.).

2.      Отраслевая принадлежность или вид деятельности (туризм, индустрия гостеприимства, общественное питание, пассажирский транспорт, производственная деятельность, торговля, посредническая деятельность и т.п.).

3.      Объемы деятельности, среднесписочная численность работающих.

4.      Возможности использования налоговых льгот (полное освобождение от различного вида налогов, использование сниженных ставок налогов, других налоговых льгот).

5.      Возможность самостоятельного принятия решений в политике ценообразования (отсутствие жесткой регламентации со стороны государственных органов ценообразования по уровню рентабельности, торговых наценок и т.п.).

6.      Система информационного обеспечения деятельности предприятия (ее полнота, достоверность, оперативность и т.п.).

7.      Наличие необходимой материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой, иными средствами оргтехники, программное обеспечение и т.п.).

8.      Цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу (ожидаемые направления инвестиций, освоение новых видов деятельности, расширение рынка сбыта, использование заемных средств и т.п.).

9.      Уровень квалификации персонала, инициативность и предприимчивость руководителей, экономическая и правовая грамотность бухгалтерского персонала.

10.  Действующая на предприятии система материальной заинтересованности в эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и система материальной ответственности за выполняемые функции.

11.  Внешняя среда (состояние экономики страны, наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонность спроса на товары, продукцию, работы, услуги и другое, конкурентная среда). Только принятие во внимание всей совокупности названных факторов позволит подойти к обоснованию и выбору учетной политики с экономической выгодой для предприятия.

Содержание учетной политики

В настоящее время законодательством РФ по бухгалтерскому учету разрешена оценка отдельных видов имущества и обязательств предприятия, определение некоторых расчетных величин, формирование себестоимости продукции, работ, услуг не одним, а двумя или более способами. Содержание учетной политики включает, во-первых, перечень ее элементов (позиций), по которым предприятие обязательно должно определиться с выбором, и, во-вторых, альтернативные способы учета, оценок, расчетов некоторых величин, предлагаемые нормативными документами по бухгалтерскому учету, для осуществления выбора по каждой позиции. Раскрывается же содержание непосредственно при обосновании учетной политики конкретного предприятия и отражается в положении или приказе об учетной политике. Следует заметить, что содержание учетной политики является динамичным и изменяется вместе с изменением законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета. Причем изменениям подвержены как количество обязательных элементов (позиций) учетной политики, так и альтернативные способы учета, оценок, расчетов по каждой позиции.

Особенности предприятий гостиничного и туристического бизнеса, учитываемые при выборе ими учетной политики

К основным предприятиям гостиничного и туристического бизнеса (ГТБ) относятся туристические фирмы, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, гостиницы и другие предприятия средств размещения, предприятия пассажирского транспорта, общественного питания, средств развлечения, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также предприятия, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Рассмотрим учитываемые при выборе учетной политики особенности хозяйственной деятельности предприятий ГТБ на примере турфирм, гостиниц, ресторанов и предприятий пассажирского транспорта.

Конечный продукт (предмет реализации) предприятий ГТБ

Все предприятия ГТБ объединяет основной вид деятельности — оказание услуг.

Под услугой понимается особый вид потребительной стоимости, существующий в форме полезной деятельности и удовлетворяющий общественные потребности.

Конечным продуктом (предметом реализации) предприятий ГТБ является предназначенное для продажи их имущественное право на комплекс услуг. В частности, для турфирмы — право на тур — комплекс услуг, включающий услуги по размещению, перевозке, питанию туристов, а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; для гостиницы — это право на услуги по размещению туристов; для ресторанов — право на услуги по организации питания туристов; для предприятий пассажирского транспорта — право на услуги по перевозке туристов. Периодом реализации услугу фирм ГТБ считается тот отчетный период, в котором произошла продажа имущественного права на услуги. Услуга считается реализованной независимо от возможного в дальнейшем появления у клиента претензий к процессу ее оказания (потребления). Кроме того, предприятия средств размещения и общественного питания, помимо основной производственной деятельности (оказания соответствующих им по профилю услуг), занимаются розничной торговлей потребительскими и другими товарами.

Отраслевая принадлежность и вид деятельности оказывают значительное влияние на выбор учетной политики предприятия и должны быть учтены при ее разработке и обосновании.

Требования по безопасности жизни и здоровья потребителей

Ко всем видам услуг, осуществляемых в РФ, государством определены требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья потребителей: экологической чистоты, своевременности предоставления, комплексности, эргономичности, комфортности, эстетичности, культуре обслуживания, информативности. Эти требования сконцентрированы в утвержденных государственных стандартах, соблюдение которых является обязательным для предприятий ГТБ.

В сфере туристско-экскурсионных услуг в настоящее время действуют ГОСТы:

1)      ГОСТ Р 50644-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

2)      ГОСТ Р 50645-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;

3)      ГОСТ Р 50646-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Услуги населению. Термины и определения»;

4)      ГОСТ Р 50681-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

5)      ГОСТ Р 50690-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования»;

В сфере общественного питания в настоящее время действуют ГОСТы:

1)       ГОСТ Р 50762-95. «Общественное питание. Классификация предприятий общественного питания»;

2)       ГОСТ Р 50763-95. «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия»;

3)       ГОСТ Р 50764-95 «Общественное питание. Услуги предприятий общественного питания»;

В сфере пассажирского транспорта в пределах каждого вида транспорта действуют отраслевые правила перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты.

Требования по безопасности жизни и здоровья потребителей, отраженные в названных ГОСТах и правилах, должны учитываться предприятиями ГТБ при организации своей хозяйственной деятельности и ее учета, а также при разработке и обосновании учетной политики предприятия.

Способы производства и реализации основных и дополнительных услуг и товаров предприятиями 'ГТБ

Предприятия ГТБ осуществляют:

1)         Основную производственную деятельность, которая заключается в реализации услуг собственного производства:

a                туроператором — туристско-экскурсионных услуг;

a                гостиницей — услуг на размещение;

a                транспортным предприятием — услуг на перевозку.

2)         Торговую деятельность, которая заключается в продаже услуг и товаров, приобретенных у других предприятий. В торговой деятельности выделяются:

а) оптовая торговля (между юридическими лицами):

a                продажа ресторанами и другими предприятиями общественного состава своего имущества туристско-экскурсионных путевок и дополнительных услуг предприятиям и организациям, а также другим турфирмам;

a                продажа транспортными агентствами учтенных в составе своего имущества билетов на перевозку пассажиров предприятиям и организациям, в том числе туроператорам; (оптовая торговля как вид деятельности на практике редко встречается в туризме, поскольку большинство турагентов и транспортных агентств выступают в роли посредников, то есть не учитывают туристско-экскурсионные путевки и билеты на перевозку пассажиров в составе своего имущества, а берут их на реализацию у туроператоров и перевозчиков соответственно);

б) розничная торговля (между юридическими и физическими лицами) питания продуктов питания собственного производства (как исключение относится к розничной торговле);

a                продажа гостиницами и ресторанами туристам (населению) сувениров, спиртных напитков, табачных изделий, покупных кондитерских изделий и других товаров, приобретенных оптом для продажи;

a                продажа турагентами туристам (населению) учтенных в составе своего имущества туристско-экскурсионных путевок, дополнительных услуг;

a                продажа транспортными агентствами туристам (населению) учтенных в составе своего имущества билетов на проезд различными видами транспорта.

3)         Посредническую деятельность, которая заключается в продаже предприятиями ГТБ услуг и товаров, им не принадлежащих:

a                продажа турпосредниками и турагентами, выступающими в роли посредников, туристско-экскурсионных путевок, учтенных не в составе их имущества, а за балансом;

a                продажа гостиницами и ресторанами потребительских и других товаров, учтенных не в составе собственных товаров, а за балансом.

a                продажа транспортными агентствами, выступающими в роли посредников, билетов, учтенных не в составе собственного имущества, а за балансом.

Таким образом, с точки зрения способов реализации услуг, существует три основных способа продажи услуг турфирмами, гостиницами, ресторанами и предприятиями пассажирского транспорта: производство и продажа собственных услуг; торговля услугами и товарами, приобретенными у других предприятий для продажи; торговля услугами и товарами, не принадлежащими предприятию, с целью получения посреднического вознаграждения.

При различных способах продажи услуг и товаров предприятиями ГТБ применяются различные объекты налогообложения (базы расчета налогов) и ставки налогов, а для турфирм и предприятий пассажирского транспорта — и налоговые льготы.

В связи с рассматриваемой особенностью хозяйственной деятельности предприятий ГТБ при осуществлении ими нескольких видов деятельности, они должны обязательно включить в выбираемую учетную политику условие раздельного учета производственной, торговой (розничная и оптовая торговля отдельно) и посреднической видов деятельности.

Особенности налогообложения предприятий ГТБ и их отражение в учете

а) Содержание льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС)

В настоящее время в РФ от НДС освобождаются путевки (курсовки) в cанаторно-курортные оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, а также туристско-экскурсионные путевки.

Следует иметь в виду, что порядок освобождения от НДС действует не при всех способах осуществления хозяйственной деятельности турфирмами. Во-первых, этот порядок распространяется только на туристско-экскурсионные путевки, оформленные в учете на одном из четырех видов бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином РФ и зарегистрированных Минюстом РФ, а также на туристские ваучеры, выдаваемые иностранным туристам, и не распространяется на услуги турфирм, которые не оформлены в виде путевок, а также на дополнительные (сверх стоимости этих путевок)платные услуги, оформленные документами, отличными от путевки, например, приходными кассовыми ордерами, и услуги по оформлению заграничных паспортов. Во-вторых, хозяйственная деятельность турпосредников, занимающихся перепродажей не принадлежащих им путевок, учтенных на забалансовых счетах этих фирм, облагается НДС в общеустановленном порядке. В-третьих, право на получение льготы по реализации туристско-экскурсионных путевок возникает у турфирмы только при выполнении условия раздельного учета доходов и затрат от производственной, торговой (оптовая и розничная торговля отдельно) и посреднической деятельности.

Для правильного определения величины облагаемого НДС оборота при формировании в учете стоимости туристско-экскурсионной путевки туроператорам необходимо разделить услуги на те, которые включаются в стоимость путевки, и те, которые в нее не включаются.

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в инструкции Госкомстата РФ по учету платных услуг населению:

1)      В стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание включаются:

a                услуги пассажирского транспорта;

a                проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кемпингах;

a                проживание в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье граждан;

a                экскурсионное, туристско-оздоровительное обслуживание, культурно-массовое обслуживание.

2)      В стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание не включаются услуги, оказываемые туристам сверх стоимости путевок и оплачиваемые ими дополнительно, к ним относятся:

a                прокат туристского инвентаря и снаряжения, услуги фотографий, парикмахерских, бань, саун, учитываемых в составе бытовых услуг;

a                услуги дискотек, игровых автоматов, кинозалов, учитываемых в составе услуг культуры;

a                услуги спортсооружений, учитываемых в составе услуг физической культуры и спорта;

a                услуги массажных, стоматологических и других лечебных кабинетов, учитываемые в составе услуг здравоохранения;

a                денежная выручка ресторанов, кафе, столовых, буфетов, полученная от дополнительного обслуживания туристов и другого населения, учитываемая в составе товарооборота общественного питания.

Из приведенного перечня услуг, включаемых и невключаемых в стоимость туристско-экскурсионных путевок, следует, что некоторые позиции можно трактовать не однозначно. Например, услуги по питанию туристов в гостиничных туристских комплексах в других предприятиях средств размещения включаются в стоимость туристско-экскурсионных путевок, а услуги по дополнительному их питанию — нет. С одной стороны, туристско-оздоровительное и культурно-массовое обслуживание включается в стоимость туристско-экскурсионных путевок, а с другой стороны, эти виды услуг учитываются в составе услуг здравоохранения и культуры соответственно.

Для исключения таких несоответствий туроператорам, которые являются единственными производителями туристско-экскурсионных путевок, необходимо определить и закрепить в учетной политике перечень услуг, формирующих стоимость реализуемых ими туристско-экскурсионных путевок.

Услуги, не включенные в этот перечень, будут рассматриваться как дополнительные, оплачиваемые сверх стоимости путевок. Обороты по реализации турфирмами дополнительных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Для предприятий пассажирского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в разных видах сообщения (городском, пригородном, междугородном, международном), необходимо вести раздельный учет всех видов сообщений, поскольку для отдельных их видов существуют льготы по НДС. Освобождаются от НДС услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги по перевозкам, пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств — участников СНГ, в том числе и по территории РФ при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами, а также услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами — участниками СНГ, в связи с заключением РФ межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами — участниками СНГ; услуги по перевозке пассажиров при условии, что пункт отправления и пункт назначения расположены за пределами территории государств — участников СНГ.

Гостиницы и рестораны не имеют льгот по НДС и уплачивают его в полном объеме в соответствии с установленным порядком.

От НДС освобождается стоимость входных билетов и абонементов на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, на спектакли, концерты, цирковые представления, посещение музеев, выставок (включая передвижные), творческих вечеров, в парки культуры и отдыха (городские сады), на танцевальные площадки, аттракционы, театрализованные праздники, карнавалы, гулянья, на вечера, дискотеки и другие культурно-массовые мероприятия.

В связи с имеющимися и используемыми налоговыми льготами предприятия ГТБ должны включить в учетную политику условие раздельного учета доходов и затрат по оборотам, к которым применяются налоговые льготы, и по оборотам, к которым налоговые льготы не применяются.

Туроператор должен включить в учетную политику условие раздельного учета доходов и затрат, связанных с реализацией туристско-экскурсионных путевок, и доходов и затрат, связанных с реализацией дополнительных услуг.

б) Определение налогооблагаемой базы и ставок при расчете предприятиями ГТБ налогов, подлежащих взносу в бюджет.

В производственной, торговой (оптовой и розничной торговле отдельно) и посреднической деятельности, осуществляемой предприятиями ГТБ, различен порядок определения облагаемой базы для расчета суммы НДС, подлежащего взносу в бюджет, а также для расчета налога на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Кроме того, при расчете названных налогов, а также при расчете налога на прибыль предприятий и организаций в зависимости от облагаемого оборота и видов деятельности применяются различные ставки.

Ставка налога для пользователей автомобильных дорог установлена для производственной и посреднической деятельности 0,4% (в Москве действует повышенная ставка этого налога, которая составляет 2,5%) от выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, (от доходов от посреднической деятельности) без НДС и акцизов, а для предприятий торговли, в том числе и оптовой, — 0,03% (в Москве — 0,2%) от торгового оборота без НДС. Источником возмещения этого налога являются расходы основного производства, общехозяйственные расходы, а для предприятий торговли — издержки производства и обращения.

Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы едина и составляет 1,5%, однако облагаемый оборот различен: для производственной и посреднической деятельности облагаемым оборотом является выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг без НДС, а для предприятий торговли, в том числе оптовой и розничной — валовый доход, то есть разница между продажной и покупной стоимостью товаров, продукции, работ, услуг без НДС.

Ставка сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний составляет для производственной и посреднической деятельности 0,5% от выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (от доходов от посреднической деятельности) без НДС и акцизов, а для предприятий торговли, в том числе и оптовой — 0,05% от торгового оборота без НДС. Источником возмещения названного сбора является чистая прибыль предприятия (прибыль после уплаты налогов).

Налог на прибыль предприятий и организаций при осуществлении производственной и торговой деятельности уплачивается по ставке — 35% (13% — в федеральный и 22% — в местный бюджет), а при осуществлении посреднической деятельности — по ставке 43% (13% — в федеральный и 30% — в местный бюджет). Источником возмещения этого налога является чистая прибыль предприятия.

Доходы от игорного бизнеса облагаются по ставке 90%; доходы видеосалонов, проката аудио- и видеокассет — по ставке 70%; доходы от фрахта, связанного с международными перевозками, — по ставке 6%; доходы, полученные в связи с деятельностью в РФ, других (кроме фрахтовщиков) иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства в РФ, — по ставке 20%.

Кроме того, в Москве гостиницы и другие предприятия средств размещения уплачивают гостиничный сбор в размере 1% от выручки от реализации гостиничных услуг без НДС, акцизов и государственной пошлины на регистрацию места жительства, которая составляет 10% от установленной законодательством минимальной месячной оплаты труда. При отсутствии раздельного учета осуществляемой гостиницами производственной деятельности, розничной торговли и посреднической деятельности гостиничный сбор уплачивается ими по той же ставке, но от валовой выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, то есть от выручки, полученной по всем видам деятельности.

Различаются также и объекты для расчета НДС, представляющие собой базы, по отношению к которым применяется налоговая ставка.

Так, объектом для расчета НДС является общий объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг без включения в него налога (НДС) для предприятий, осуществляющих производственную деятельность и оптовую торговлю: б—Зак.618

a                туроператора по туруслугам, которые не оформлены в учете как туристско-экскурсионные путевки на одном из четырех видов бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином РФ и зарегистрированных Минюстом РФ и при оказании дополнительных услуг (сверх стоимости путевок);

a                для гостиниц и предприятий пассажирского транспорта при осуществлении ими основной производственной деятельности;

a                турагентов и транспортных агентств при осуществлении ими оптовой торговли услугами и товарами, учтенными в составе их имущества.

Сумма НДС, подлежащего взносу в бюджет в этом случае, определяется как разница между суммами налога, полученного от покупателей за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары, материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги.

При этом НДС по приобретенным товарам, материальным ресурсам, выполненным работам, оказанным услугам принимается к зачету в расчетах с бюджетом.

Расчет НДС в этом случае производится по ставке, применяемой к ценам, не содержащим ранее налог (НДС), и используемой производственными предприятиями и предприятиями оптовой торговли. Ставка составляет 20%, а для некоторых категорий продовольственных товаров и товаров для детей — 10%.

В случае, когда туроператор приходует в учете приобретенные услуги на перевозку, размещение, питание туристов и другие как туристско-экскурсионные путевки, он освобождается от НДС в части услуг, включенных в стоимость этих путевок, а НДС, уплаченный поставщикам услуг, включенных в стоимость путевок (предприятиям пассажирского транспорта, гостиницам, ресторанам и другим), туроператор не принимает к зачету в расчетах с бюджетом, а относит на издержки производства и обращения.

Другим объектом для расчета НДС является разница между ценами реализации товаров, продукции, работ, услуг с включением в них налога (НДС) и ценами приобретения этих товаров, продукции, работ, услуг у поставщиков с включением в них налога (НДС), (сумма реализованных торговых наложений, рассчитанная на основе цен приобретения, включающих налог (НДС)). Этот объект для расчета НДС используют предприятия общественного питания и розничной торговли:

a                рестораны и другие предприятия общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через розничную сеть), а также покупных (включая импортные) товаров;

a                гостиницы при осуществлении ими розничной торговли учтенными в составе их имущества товарами;

a                транспортные агентства при осуществлении ими розничной торговли учтенными в составе их имущества билетами на перевозку пассажиров;

a                турагенты по туруслугам, учтенным в составе их имущества, реализуемым в розничной торговле и не оформленным в учете как туристско-экскурсионные путевки.

Расчет суммы налога (НДС), подлежащего взносу в бюджет, для названных предприятий производится по ставкам:

1)      16,67% — для услуг, товаров, билетов, в цену которых включен НДС по ставке 20%;

2)      9,09% — для некоторых категорий продовольственных товаров, реализуемых предприятиями общественного питания, в цену которых включен НДС по ставке 10%;

3)      по средней расчетной ставке при реализации товаров и услуг, в цену которых включен НДС по разным ставкам (как 20%, так и 10%). Средняя расчетная ставка используется ресторанами и другими предприятиями общественного питания;

4)      по ставке 16,67% в случае отсутствия аналитического учета по видам реализуемых услуг, товаров, билетов;

В случае, когда турагент приобретает для продажи туристско-экскурсионные путевки и учитывает их в составе своего имущества, он освобождается от НДС в части величины торгового наложения, связанного с реализацией этих путевок. То есть турагент приобретает и реализует туристско-экскурсионные путевки без налога (НДС) и не производит в учете никаких операций с НДС в части реализованных путевок. Этот случай, как отмечалось выше, на практике встречается редко, поскольку турагенты обычно не риску-юг приобретать за свой счет туристско-экскурсионные путевки, а лишь берут их у туроператора на реализацию. Тем не менее, при наличии у турагента финансовых средств и потенциальной клиентуры, он мог бы приобретать за свой счет туристско-экскурсионные путевки и освобождать свои объемы реализации от НДС.

Для турпосредника объектом для расчета НДС является сумма посреднического вознаграждения. Деятельность турпосредника облагается НДС во всех случаях, так как он не является владельцем туристско-экскурсионной путевки, причем налог рассчитывается по ставке, применяемой к ценам, не включающим налог (НДС), ставка составляет 20%, как и для производственных предприятий и предприятий оптовой торговли.

В облагаемый оборот по авиаперевозкам включаются средства от продажи авиабилетов только у тех авиапредприятий, которые непосредственно осуществляют эти перевозки. То есть комиссия от продажи авиабилетов, получаемая транспортными агентствами, включена в стоимость авиабилетов вместе с налогом (НДС) непосредственно перевозчиком, который и перечисляет этот налог (НДС) в бюджет.

Предприятия пассажирского транспорта используют в своей производственной деятельности горюче-смазочные материалы, приобретаемые за наличный расчет через АЗС. НДС по данному виду горюче-смазочных материалов принимается к зачету в расчетах с бюджетом по особой ставке, которая составляет 13,79%.

Следует помнить, что НДС относится не к прямым, а к косвенным налогам, которые всегда возмещаются за счет конечного потребителя, то есть в сфере ГТБ за счет потребителей туристско-экскурсионных услуг.

Особенности налогообложения подвержены изменениям вместе с изменением налогового законодательства РФ. Поэтому при разработке и обосновании учетной политики следует, во-первых, учитывать все изменения в налогообложении предприятий ГТБ и их отдельных видов деятельности (изменения облагаемых разными налогами баз, налоговых ставок, применения льгот по налогам и других) и, во-вторых, формировать учетную политику, принимая во внимание оптимальное налоговое планирование.

Отражение в учете лицензирования предприятий ГТБ

Общим условием функционирования предприятий ГТБ является необходимость получения лицензий на отдельные виды деятельности. Без выполнения этого условия подлежащая лицензированию по законодательству деятельность признается незаконной.

В настоящее время в РФ лицензируется международная туристская деятельность, в Москве — производство продукции общественного питания, а с 01.01.97 в Москве вводится лицензирование гостиничных услуг. Кроме того, на территории Москвы лицензируются отдельные виды деятельности, которые также нередко осуществляются предприятиями ГТБ: продажа некоторых категорий подакцизных товаров, таких как алкогольные напитки и пиво, шоколад, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция и ценные виды рыб, табачные изделия; физкультурно-оздоровительная деятельность, автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов; содержание казино, ипподрома и других игорных заведений; оказание услуг населению: парикмахерских, косметических и массажных кабинетов, химчисток, прачечных, бань; медицинская деятельность; комиссионная торговля антиквариатом и другие.

В учете и анализе лицензии, приобретенные фирмами ГТБ на срок свыше одного года, приходуются и анализируются как нематериальные активы (НМА), списываются на затраты путем начисления помесячного износа НМА.

Кроме того, в качестве объектов НМА предприятия ГТБ учитывают приобретаемые ими программы для ПЭВМ, базы данных, товарные знаки и знаки обслуживания, права на «ноу-хау», а также организационные расходы учредителей на создание предприятия, если это предусмотрено учредительными документами. В учете и погашении стоимости перечисленных объектов НМА имеются различия.

Срок полезного использования НМА может рассматриваться, исходя из времени, обусловленного договором. Например, при заключении договора на право пользования программным продуктом, указывается срок действия договора. На основании этого срока устанавливается норма амортизации НМА. Срок полезного использования лицензии совпадает со сроком ее действия. Если срок полезного использования НМА установить невозможно, то он принимается равным 10 годам, а годовая норма амортизации составляет 10% первоначальной стоимости НМА в год. Товарные знаки и знаки обслуживания, организационные расходы учредителей на создание предприятия, бессрочные права пользования чем-либо не имеют сроков полезного использования, и к ним не может применяться норма амортизации 10%, поэтому их и подобные им НМА выделяют в отдельную группу НМА, по которым стоимость не переносится на издержки обращения, а источником возмещения их стоимости является чистая прибыль.

При выборе учетной политики предприятия ГТБ должны определить срок полезного использования различных категорий НМА, сгруппировать НМА на те, по которым производится погашение стоимости, и те, стоимость которых с течением времени не уменьшается.

Отражение в учете наличных расчетов

Все предприятия ГТБ наряду с безналичными расчетами осуществляют взаимодействие с клиентами за наличный расчет и должны соблюдать установленный законодательством порядок и учет наличных расчетов.

К основным требованиям к ведению наличных расчетов (кассовых операций) относятся следующие:

a                предприятия должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;

a                прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин;

a                предприятия могут иметь в кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий;

a                предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;

a                предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;

a                лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней до истечения срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Установлены также специальные требования по технической укомплектованности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий. Банковским законодательством даются рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке.

Кроме того, в РФ в настоящее время установлен предел расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в два миллиона рублей.

Для турфирм разработаны и утверждены в Минфине РФ и зарегистрированы в Минюсте РФ четыре формы туристских путевок, в том числе типовая форма ТУР-1 «Туристская путевка». Эти формы официально служат одновременно документами, подтверждающими факт наличных расчетов и их сумму, и являются бланками строгой отчетности. Поэтому при использовании этих бланков контрольно-кассовые аппараты не применяются.

При выборе учетной политики предприятия ГТБ должны принимать во внимание организацию строгого порядка отражения в учете наличных расчетов, при котором должен быть исключен неучтенный денежный наличный оборот. Все наличные расчеты предприятия должны быть подтверждены соответствующими записями в учете и необходимыми документами.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)

|