На главную


   Поиск по статьям KATALOG.TURKOMPOT.RU
Пользовательского поиска

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

 

Организация Объединенных Наций координатор деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий

Одна из международных правовых форм согласования позиций государств и координации их деятельности, выработки общих правил международного партнерства и сотрудничества в отдельных областях экономики, в том числе туризма, науки и техники, а также решения вопросов систематизации и кодификации норм и принципов института международного права туризма международные конференции, проводимые Организацией Объединенных Наций. Так, в свете реализации основ международного экономического и социального сотрудничества мирового сообщества, закрепленных в гл.IX Устава ООН, в 1954г. проводилась дипломатическая конференция ООН по таможенным формальностям, на которой были выработаны и приняты три международных документа: Конвенция о таможенных льготах для туристов; Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза рекламных туристских документов и материалов, и Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств.

Принятые положения Конвенций были в дальнейшем унифицированы Римской конференцией ООН по туризму и международным путешествиям 1963г.

Рекомендации Римской конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963г. Одной из важнейших целей Римской конференции Организации Объединенных Наций по туризму и международным путешествиям, созванной в соответствии с резолюциями Экономического и Социального Совета Генеральной .Ассамблеи ООН №813 (XXXI) от 27 апреля 1961г. и №870 (XXXIII) от 9 апреля 1962г., явилась разработка рекомендаций, которые могли бы служить основой для правового регулирования международного туризма в соответствии с нормами международного права.

Разработкой рекомендаций занимались Комитет по формальностям и Комитет по развитию, образованные из представителей всех правительств, специализированных учреждений и других международных организаций, приглашенных на Конференцию.

Комитет по формальностям обсуждал и готовил рекомендации по следующим пунктам повестки дня: п.7. Определение понятий «турист» и «временный посетитель»; п.8. Упрощение правительственных формальностей по туризму.

Комитетом по формальностям были тщательно рассмотрены изменения, которые необходимо внести в Конвенцию 1954г. Новые положения, касающиеся упрощения таможенных формальностей для туризма, нашли, отражение в рекомендациях Конференции, касающихся:

а) паспортов,

б) виз,

в) других формальностей и контроля,

г) таможни,

д) процедур ввоза, вывоза и обмена валюты,

е) налогов, взносов, сборов и связанных с ним процедур,

ж) формальностей, касающихся автотуризма,

з) медицинских формальностей,

и) туристов, работающих в области образования, науки и культуры.

Комитет по развитию готовил рекомендации по пунктам 9 и 10 повестки дня.

Пункт 9. Другие правительственные меры:

а) организация;

б) развитие:

1) материальная база и обслуживание,

2) меры по развитию;

в) культурные факторы.

Пункт 10. Техническое сотрудничество:

а) туризм как фактор экономики,

б) содействие и советы,

в) подготовка кадров.

Конференция ООН в лице полномочных представителей государств членов ООН, международных организаций и специализированных учреждений ООН, тщательно обсудив входившие в повестку дня Конференции вопросы, одобрила следующие рекомендации.

I. Рекомендации, разработанные Комитетом по формальностям, включающие в себя вопросы правового регулирования положения иностранных туристов:

1)      определение понятия «турист» или «временный посетитель»;

2)      упрощение официальных правительственных формальностей в области международного туризма.

II. Рекомендации, разработанные Комитетом по развитию, по вопросам:

1)      развития международного туризма;

2)      технического сотрудничества в области международного туризма.

В соответствии с п.5 резолюции №870 (XXXIII) Экономического и Социального Совета ООН Конференция предложила для рассмотрения Статистической комиссии ООН и Международному союзу официальных туристских организаций (МСОТО) следующее определение понятия «временный посетитель»: «Для статистических целей понятие "временный посетитель" включает любое лицо, посещающее любую другую страну помимо той, которая является его обычным местом жительства, по любой причине помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране».

Это определение охватывает:

a                туристов, то есть временных посетителей, находящихся в посещаемой стране, по меньшей мере, 24 часа; цели их путешествия могут быть сгруппированы следующим образом:

а) отдых, отпуск, лечение, образование, религия, спорт;

б) с деловыми целями, по семейным обстоятельствам, командировки и участие в конференциях;

a                экскурсантов, то есть временных посетителей, пребывающих в посещаемой стране менее 24 часов (включая круизных туристов).

Статистические данные не должны включать путешествующих лиц, которые в юридическом смысле не въехали в страну (лица, путешествующие самолетом, которые не покидают транзитную зону аэропорта, или аналогичные случаи).

В рекомендации Конференции «Упрощение правительственных формальностей в отношении международного туризма» определены основные положения, которые должны учитываться в интересах международного туризма при создании норм следующих правовых институтов:

1)      паспортный (документальный) контроль,

2)      визовый контроль,

3)      таможенный контроль,

4)      валютный контроль,

5)      эпидемиологический и санитарный контроль,

6)      страхование иностранных граждан.

Рекомендации Римской конференции 1963г. использованы большинством государств мира в качестве основ для совершенствования форм организации туризма, для разработки мер по упрощению и унификации пограничных формальностей в отношении иностранных туристов.

Понятие «пограничные формальности» необходимо толковать в более широком смысле слова, чем формальности, которые должны соблюдаться иностранными туристами при пересечении границ посещаемых ими государств. Это понятие связано, главным образом, с правовым положением иностранного туриста, регламентированным паспортными, визовыми, таможенными, валютными, медицинскими формальностями.

Государство, пользуясь суверенным правом, определяет необходимые пограничные и другие формальности для иностранных граждан, въезжающих в страну, а также для граждан своей страны, выезжающих за границу. Государство также устанавливает права и обязанности иностранцев во время их пребывания в данной стране.

Однако, исходя из требований законов общественного развития, предусматривающих объективную необходимость сотрудничества государств в области научных, технических, культурных и других связей, государства разрабатывают и заключают на двусторонней и многосторонней основах соглашения, направленные на международно-правовое регулирование и ослабление пограничных формальностей.

Рекомендации международных органов и организаций, международные соглашения, базирующиеся на нормах международного права, не затрагивают и не ограничивают суверенных прав государств, а лишь способствуют развитию и регламентации их международных связей.

С учетом заключенных международных соглашений государства, исходя из требований суверенных прав, создают новые правовые нормы и рекомендации, способствующие дальнейшему развитию и укреплению дружественных взаимовыгодных международных связей.

Международные туристские связи регулируются нормами как международного права, признанными договаривающимися государствами, так и внутригосударственного.

За последние десятилетия в сфере правового регулирования иностранного туризма развивались две взаимосвязанные тенденции: упрощение и унификация (стандартизация) въездных (выездных) и других пограничных формальностей для иностранных туристов. Эти тенденцииследствие бурного развития международных туристских связей, в дальнейшем росте которых заинтересовано большинство стран мира.

Паспортный (документальный) контроль. Основным документом, дающим иностранному туристу право совершать путешествие и посещать другие государства, являются заграничный паспорт (или документ, его заменяющий) и въездная виза, выдаваемая посольством, миссией, консульством или иным уполномоченным на это представительством государства (если между государствами нет другой договоренности).

Заграничный паспорт это документ, удостоверяющий именем государства личность и гражданство его владельца, а также других вписанных в него лиц и служащий в то же время официальным разрешением на право выезда за пределы страны.

В качестве единой формы заграничного паспорта предлагалось ввести паспорт «международного типа» в соответствии с рекомендациями Конференций Лиги Наций по паспортам 1920 и 1926гг. Однако рекомендации этих Конференций не имели никаких практических результатов, не считая нескольких договоров об упрощении паспортных и визовых формальностей, заключенных на двусторонней основе. Принцип, по которому каждый иностранный турист должен иметь действительный паспорт, остался неизменным.

Рекомендация группы экспертов ООН по туризму об упрощении паспортов для туристов и замене их удостоверениями личности или иными документами (например, такими, как просроченный паспорт) встретила в Комитете по формальностям Римской конференции ООН серьезные возражения со стороны многих делегатов.

Паспорта должны быть действительны для всех стран, а исключения обоснованы указанием его территориальной действительности.

Власти не должны забирать паспорт у лица, совершающего заграничное путешествие.

Римская конференция дала рекомендации по стандартизации заграничных паспортов. Например, размер паспорта не должен превышать 105 * 155 мм, хотя его можно несколько уменьшить для удобства в использовании; он должен состоять, по меньшей мере, из 32 страниц; бумага для паспортов должна быть такого качества, чтобы были заметны подтирки, написанные слова или цифры и изменения; документ этот готовится на языке страны выдачи. Если этот язык не английский или французский, текст дублируется на одном из этих языков. Предусматривается, на каких страницах и какие должны быть сделаны надписи, описания, замечания и рекомендации. Они должны включать название страны, выдающей паспорт, данные о владельце и вписанных в паспорт лицах, информацию и сведения, касающиеся использования паспорта, а также любые практические инструкции, которые считаются полезными страной, выдающей международный туристский документ.

По вопросу стандартизации паспортов большинство делегатов Конференции высказались в пользу всемирной унификации.

Конференция настоятельно рекомендовала правительствам сократить свои требования, отвечающие их национальным интересам и безопасности, до минимума.

Римская конференция подчеркнула, что действительный заграничный паспорт все еще является самым подходящим международным туристским документом, поэтому в настоящее время не представляется возможным рекомендовать отмену паспортов на международной основе.

Римская конференция определила следующие категории заграничных паспортов:

1)      индивидуальные,

2)      коллективные,

3)      детские.

При этом Конференция 1963г. рекомендовала в максимально возможной степени улучшить и упростить процедуру выдачи заграничных паспортов путем децентрализации этого процесса и исключения, когда это возможно, требования о предоставлении документов, свидетельствующих о благонадежности, кредитоспособности и других качествах данного лица. Ни одна страна не должна требовать отдельного паспорта для ребенка моложе 16 лет, путешествующего в сопровождении взрослого, если данные этого ребенка внесены в паспорт сопровождающего его лица.

Срок действия паспорта должен быть не менее пяти лет со времени его первоначальной выдачи.

Визовый контроль. Впервые вопросы, связанные с визовыми формальностями, в интересах международного туризма обсуждались в 1920г. на Международной конференции Лиги Наций по паспортам.

Однако, как и в вопросе о паспортах, практических результатов это обсуждение не дало. Лишь несколько государств на двусторонней основе отменили визы.

Масштабы развития международного туризма после второй мировой войны вынудили государства вновь обратиться к рассмотрению и решению основных проблем в области визовых формальностей отмене системы виз и сокращению срока их выдачи. Довольно широкое распространение получила практика отмены виз на основе двусторонних соглашений заинтересованных государств.

Международно-правовое решение проблем визового режима в интересах всего международного туризма отражено в соответствующих рекомендациях Римской конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963г.

Конференция рекомендовала правительствам путем соглашений или односторонних действий увеличить до максимума количество стран, гражданам которых разрешен безвизовый въезд.

Конференция рекомендовала, чтобы визы выдавались временным посетителям в течение 15 дней после обращения. Должны быть упрощены документация и прочие процедуры, требуемые для выдачи виз.

Заграничные представительства многих государств обладают правом выдавать туристские визы самостоятельно, без предварительных запросов соответствующих правительственных органов.

Для того чтобы, например, получить туристскую (а также транзитную с остановкой или без остановки в стране) визу во Францию, испрашивающее ее лицо заполняет анкету (синего цвета, в отличие от желтой анкетыдля визы на длительное проживание) в четырех экземплярах, с приложением четырех фотографий. В анкете должны быть указаны: подробные социальные и демографические данные; цель и место поездки; ее продолжительность; характер деятельности туриста во время поездки.

Визы, как правило, выдаются на одно туристское путешествие в страну и на определенный срок, колеблющийся в разных странах от одного месяца (Ирак) до одного года (Франция для туристов из стран Латинской Америки). В некоторых странах (Швеция, Австрия, Швейцария) визы признаются действительными в любом объявленном пункте въезда в страну любым видом транспорта, в других (Италия, Канада) указываются пограничные пункты въезда и виды транспорта.

Конференция рекомендовала считать визу действительной на всех въездных пунктах по любой дороге, открытой для пассажирского движения, и на всех видах транспорта. Виза должна выдаваться бесплатно и, по возможности, на взаимной основе.

В интересах расширения и укрепления международных туристских связей Римская конференция рекомендовала государствам в тех случаях, когда виза не может быть отменена, ослабить визовые формальности путем:

a                продления, по меньшей мере, до шести месяцев срока ее действия;

a                разрешения неограниченного количества въездов в течение срока действия визы;

a                продления до трех месяцев периода разрешаемого пребывания в стране.

Кроме того, в исключительных случаях, когда временный посетитель прибывает на пограничный пункт с целью въезда в страну и по уважительным причинам не имеет требуемой въездной визы, соответствующая страна должна быть готова решать этот вопрос путем соответствующих мер.

Страны обычно не должны требовать личного обращения просителя за получением визы в случае, если возможно установить другими путями его личность, национальность, платежеспособность и статус временного посетителя.

При обращении за визами на пребывание более чем на трехмесячный период желательно, чтобы государства требовали минимум документов.

В международном туризме используются индивидуальные и коллективные визы, которые могут быть въездными, выездными и транзитными. Рекомендуется, чтобы государства расширили практику выдачи коллективных виз для упрощения групповых путешествий иностранных туристов, особенно из соседних стран. Коллективная виза должна выдаваться бесплатно, или ее стоимость не должна превышать стоимости индивидуальной визы.

Конференция настоятельно рекомендовала отменить выездные визы для временных посетителей, а также призвала все страны должным образом изучить стандарты ИКАО и рекомендуемую практику как основу международной стандартизации виз.

Конференция рекомендовала правительствам рассмотреть вопрос об отмене полицейской регистрации в период пребывания временного посетителя, за исключением случаев, когда такая регистрация может быть оправдана.

Государства должны стремиться к отмене на взаимной основе всей документации для временного посетителя, который выполнил положенные формальности на границе при въезде в страну.

Там, где регистрация все еще требуется, процедуру для временного посетителя следует упростить. В частности, временные посетители не должны лично являться в полицию.

Проверка на пограничных пунктах должна проводиться как можно быстрее и по возможности ее рекомендуется осуществлять в пути следования.

Рекомендации Конференции предусматривают освобождение прямых транзитных путешественников от любых форм визовых требований и, насколько возможно, от любых полицейских, таможенных, санитарных и административных формальностей.

Таможенный контроль. Нормы и правила, касающиеся таможенных формальностей, были до последнего времени крайне неблагоприятными для массового развития международного туризма.

В 1954г. по инициативе Экономического и Социального Совета ООН в Нью-Йорке состоялась Международная конференция по таможенным вопросам, которая разработала следующие документы: Конвенцию о таможенных льготах для туристов; Дополнительный протокол к данной Конвенции относительно ввоза рекламных туристских документов и материалов; Таможенную конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств; Протокол о дорожных знаках и сигналах.

На Конференции ООН по туризму и международным путешествиям в Риме в 1963г. обсуждался вопрос о дальнейшей унификации и упрощении таможенных формальностей для иностранных туристов.

В ее рекомендациях отражены согласованные государствами нормы и положения в области таможенного режима, которые правительства должны использовать в своей практической деятельности по дальнейшему развитию и регулированию международного туризма. Рекомендации содержат разделы, освещающие следующие вопросы таможенного режима:

1.      Пограничные формальности для пассажиров и их багажа.

2.      Таможенные формальности, касающиеся:

а) автотранспортных средств, самолетов и прогулочных судов,

б) запасных частей для ремонта средств транспорта,

в) туристских рекламных документов и материалов,

г) валюты и процедуры ее обмена.

Рекомендации Римской конференции предлагают государствам как можно шире распространять информацию относительно таможенных процедур и льгот для въезжающих туристов. Правительства соседних стран с целью облегчения движения туристских потоков должны изучить возможность заключения двусторонних соглашений для создания совместных или объединенных таможенных постов на границах.

Правительствам рекомендовалось отменить таможенные пошлины на запасные части и предметы, временно ввозимые для ремонта или эксплуатации международного автотранспорта, и упростить формальности, связанные с их ввозом.

Валютный контроль. Международный туризм расценивается абсолютным большинством стран как широкий канал для ввоза иностранной валюты.

Законодательства государств, касающиеся валютного контроля за иностранными гражданами, поощряют, как правило, неограниченный ввоз и обмен по официальному местному курсу иностранной валюты (особенно «твердой»), в том числе иностранных банкнот, чеков, аккредитивов и т.д. При этом туристы обязаны регистрировать ввозимые валютные ценности, так как вывоз незарегистрированной валюты обратно запрещен почти во всех странах.

В то же время страны ограничивают вывоз (пересылку) за границу собственной валюты. В связи с тяжелыми финансовыми кризисами, часто возникающими в последнее время в мире из-за неустойчивости валют некоторых крупнейших государств мира США, Великобритании и др., многие государства должны вводить чрезвычайные меры таможенного и особенно валютного контроля, ограничивающие приток в свои страны американских долларов, английских фунтов и других валют и их обращение на внутренних туристских рынках.

МСОТО активно выступает за заключение между государствами как двусторонних, так и многосторонних соглашений по валютным вопросам на основе взаимных уступок и упрощения процедуры контроля.

Римская конференция ООН по туризму и международным путешествиям 1963г. высказалась за то, чтобы в вопросе предоставления иностранной валюты для путешествий существовал максимум либерализации. В случаях, когда страны в результате определенных условий вынуждены вводить необходимые ограничения, сумма валюты на одного туриста для одного путешествия должна быть эквивалентна не менее 500 американским долларам.

Исходя из принципов дальнейшего развития международных туристских связей, Римская конференция рекомендовала каждой стране, когда позволяют ее валютные ресурсы, предоставлять своим гражданам для поездок за границу разумные возможности в отношении иностранной валюты. Если в исключительных обстоятельствах (например, в развивающихся странах) необходимы ограничения, страны должны предпринимать усилия для заключения специальных соглашений в рамках их международных обязательств, в том числе в отношении международного туризма.

Там, где такие возможности могут быть предоставлены только в ограниченном размере, страны должны признать своеобразные нужды туристов, особенно путешествующих в образовательных, научных и культурных целях.

В странах, где валютный контроль еще необходим, формальности желательно сократить до минимума:

a                декларация о ввозе валюты при въезде должна быть упрощена, насколько это возможно;

a                иностранная валюта должна обмениваться на национальные валюты официальным путем, неиспользованная национальная валюта должна обмениваться при выезде туристов на иностранную;

a                желательно использование в международном туризме всеми странами кредитных карточек, как это теперь практикуется в широком масштабе в некоторых странах, в том числе там, где существуют ограничение или контроль за валютой.

Рассматривая принципы таможенного контроля туристских рекламных документов и материалов, Римская конференция 1963г. рекомендовала, чтобы в отношении рекламных документов и материалов, упоминаемых в ст.3 Дополнительного протокола к Конвенции о таможенных льготах для туристов, таможенные власти не требовали их обратного вывоза в течение 12 месяцев, как это упомянуто в статье Дополнительного протокола, или при соответствующей просьбе предоставляли такую возможность на более продолжительный срок в рамках, установленных законами и правилами страны временного ввоза.

Важным решением Римской конференции являются зафиксированные в ее рекомендациях требования о присоединении государств к существующим международно-правовым нормам международных договоров, регулирующих международный туризм.

Конференция рекомендовала всем странам присоединиться к соглашениям и договорам о таможенных льготах (Нью-Йорк, 1954): Конвенции о таможенных льготах для туристов; Дополнительному протоколу к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающемуся ввоза относящихся к туризму рекламных материалов, и Таможенной конвенции о временном ввозе автотранспортных средств частного пользования.

Странам рекомендовано обратить особое внимание на возможность присоединения к конвенциям:

а) о временном ввозе профессионального оборудования;

б) об облегчении ввоза товаров для выставок или использования на выставках, ярмарках, конференциях или аналогичных мероприятиях;

в) о карточке Международной ассоциации по туризму для временного ввоза товаров, введенной в Брюсселе в 1961г. под эгидой Совета таможенного сотрудничества.

Конференция предусматривает, что если некоторые правительства не могут осуществить немедленно настоящие рекомендации, то они должны приложить усилия, чтобы осуществить их, как только позволят обстоятельства.

Конференция подтверждает, что в разработанных ею рекомендациях учитывались нормы и положения ранее разработанных конвенций и других международных соглашений в области международного туризма. Так, в рекомендациях, касающихся паспортов, виз и прочих формальностей контроля, понятие «временный посетитель» соответствует определению, принятому Международной организацией гражданской авиации в марте 1963г.; в рекомендациях, касающихся таможенных вопросов, термин «турист» соответствует определению, которое дается в Конвенции о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 1954).

Римская конференция указывает, что ее рекомендации не должны истолковываться как ограничивающие или снижающие те упрощения, которые уже предоставлены государствами и которые превосходят по степени своей либерализации упрощения, рекомендуемые ею. В этой связи было отмечено, что некоторые страны обязаны, согласно Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944), устанавливать международные стандарты и правила, рекомендуемые в Приложении 9 (Упрощения) данной Конвенции.

Римская конференция предложила государствам сделать сообщения о проведении в жизнь ее рекомендаций, а ООН разработать процедуру представления таких сообщений.

Комитет по развитию Римской конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963г., обсудив вопросы развития международного туризма, его материальной базы и технического сотрудничества в этой области, выработал резолюцию и рекомендации, принятые Конференцией.

В общей резолюции и рекомендациях Римской конференции определено значение международного туризма, раскрыты принципы и формы технического сотрудничества в области международного туризма, рекомендованы некоторые полезные меры, необходимые для его дальнейшего развития.

Признав важное значение международного туризма как формы международного культурного обмена и сотрудничества, Конференция с удовлетворением отметила прогресс, достигнутый в течение последних лет во всем мире в этой области.

Касаясь технического сотрудничества в области международного туризма, Конференция подчеркнула важную роль, которую могут играть ООН, ее региональные комиссии, в частности МСОТО, и другие международные организации, компетентные в этой области, предоставляющие развивающимся странам техническую помощь.

Конференция рекомендовала, чтобы Бюро технической помощи ООН и другие соответствующие международные органы отдавали приоритет в оказании помощи в области развития туризма отдельным странам в рамках региональных программ или программ технической помощи и чтобы правительства развивающихся стран предоставляли приоритет проектам, касающимся развития иностранного туризма в их странах.

Однако на Конференции прозвучало предостережение в адрес развивающихся стран относительно необходимости сохранения и развития существующих достопримечательностей для туристов.

Для установления потенциальных туристских возможностей стран, степени ценности туристских достопримечательностей, определения путей их наиболее эффективного развития имеющимися средствами, Конференция предлагает проводить их обследования экспертами комиссий ООН или других международных специализированных организаций (МСОТО, ЮНЕСКО и др.).

В рекомендациях Конференции было высказано мнение, что с экономической точки зрения желательно туристские ресурсы государств использовать как можно равномернее.

Римская конференция уделила внимание формам рекламы и пропаганды, которые применяются национальными туристскими организациями. Было отмечено, что транспортные организации, гостиницы и другие секторы туристской индустрии обычно расходуют от 3 до 5% от суммы своих доходов на объявления, рекламу и информацию.

Конференция рекомендовала правительствам, чтобы национальные туристские организации выделили на эти цели от 1 до 4%, но во всяком случае не менее 1% расходов иностранных туристов, посещающих данную страну. Это желаемая цель, ведущая к развитию мирового туризма и международных туристских связей.

Рекомендовано также, чтобы реклама и туристская информация были достоверными, не носили агрессивного характера.

В связи с возрастающей конкуренцией среди стран и районов активного международного туризма Конференция отметила, что сотрудничество в деле поощрения туризма на региональной основе является все более важным. Было признано, что в Европе, Америке, Западной Азии и районе Тихого океана уже проделана положительная работа по международному сотрудничеству в этой области, что может служить хорошим примером для других туристских районов мира.

Конференция рекомендовала в целях создания туристского спроса и действенной рекламы объединение усилий двух или трех стран для выработки согласованной туристской политики в интересах развития международного туризма.

Конференция подчеркнула роль туристских агентств в международном туризме. Было отмечено, что ответственность турагентств по отношению к транспортным организациям и владельцам гостиниц, а также к путешественникам во многих случаях еще полностью не осознается. Такая ответственность имеет большое значение, и поэтому статус турагента должен рассматриваться как профессиональный.

Конференция рекомендовала международным туристским органам рассмотреть вопрос о введении законодательства, регламентирующего деятельность туристских агентств в международном масштабе.

Было также рекомендовано, чтобы основные национальные и международные туристские ассоциации разработали совместно международный этический кодекс.

Конференция рекомендовала государствам проводить политику «честного отношения к иностранным туристам». Каждая страна должна принять меры для их защиты от злоупотреблений и не имеет права пользоваться притоком иностранных туристов в корыстных целях.

В резолюциях Конференции было также отмечено, что существует и другая сторона «справедливого отношения к туристу»: «Туристы должны признать свои обязательства по отношению к принятому порядку жизни, обычаям и законам стран, которые они посещают».

Изучая основные проблемы развития материальной базы и услуг для туристов, Римская конференция 1963г., рассмотрев, в частности, проблемы, касающиеся средств размещения и транспорта, рекомендовала правительствам принять специальные меры (финансовые, налоговые, таможенные и административные), благоприятствующие развитию этой отрасли туристской индустрии.

Конференция также рекомендовала шире практиковать сотрудничество государств в этой области на базе международных соглашений и программ развития специализированных органов ООН и международных туристских организаций.

Конференция обратила особое внимание на отношения между государственными властями и владельцами средств размещения. В ее резолюции поддерживается предложение о принятии в международном масштабе положения о гостиницах, регулирующего правила, применяемые к гостиничной туристской индустрии в интересах государства.

Конференция отметила, что многие страны осуществляют или предполагают осуществить единую международную классификацию гостиниц для туристов, следуя рекомендациям, внесенным МСОТО и Международной торговой палатой. Правительства в лице их национальных туристских организаций должны проявить заинтересованность в выработке согласованных решений по международной классификации средств размещения в интересах международного туризма.

Отмечая разнообразие терминов, используемых для определения средств размещения, Римская конференция рекомендовала провести их унификацию и поручила МСОТО выполнить эту работу в сотрудничестве с заинтересованными международными органами и национальными туристскими организациями.

Римская конференция, признав средства транспорта наиболее важными факторами, содействующими непрерывному развитию международного туризма, рекомендовала дальнейшее снижение пассажирских тарифов на все виды международного транспорта, развитие транспортных магистралей, достижение между государствами соглашений по важнейшим вопросам развития и использования международных транспортных средств.

Важными для дальнейшего развития международного туризма признаны вопросы, посвященные техническому и другим видам международного сотрудничества в области международного туризма, нашедшие отражение в резолюциях Римской конференции.

Конференция признала, что техническое сотрудничество и помощь включают обмен опытом, знаниями и мастерством, расширение источников финансирования, предпринимаемые на международной основе. Все это выражается в согласованных действиях, закрепленных в двусторонних и многосторонних соглашениях государств, органов ООН и заинтересованных международных организаций.

В этой связи Конференция отметила обширное исследование, проведенное для стран Тихоокеанского бассейна в соответствии с международным соглашением по инициативе Ассоциации туристских агентств района Тихого океана.

Конференция отмечает важную роль Организации Объединенных Наций в финансировании и организации проведения региональных и межрегиональных обследований такого рода. Исходя из оценки и рекомендаций Римской конференции, назовем главные источники финансовой и другой помощи:

1)      расширенная программа технической помощи и Специальный фонд ООН;

2)      региональные и международные туристские организации, такие, как МСОТО и др.;

3)      региональные и субрегиональные соглашения на основе двусторонних и многосторонних договоров.

В то же время такие международные профессиональные туристские организации, как АСТА (Американское общество туристских агентств), ФИАВ (Международная федерация туристских агентств) и МГА (Международная гостиничная ассоциация), готовы оказать помощь государствам в деле подготовки квалифицированных кадров в области туризма на базе прямых переговоров и заключения соответствующих соглашений.

Конференция, заслушав заявление относительно программ технической помощи ООН для развивающихся стран и возможностей технической помощи в развитии туризма на национальном и региональном уровнях, отметила, что помощь из обычных фондов, а также техническая помощь, оказываемая на добровольной основе большинством членов ООН (расширенная программа), используется, главным образом, через ее специализированные организации. В этих программах участвуют Специальный фонд ООН, а также институты и исследовательские центры в сфере международного туризма.

Римская конференция рекомендовала, чтобы страны стремились к широкому использованию указанных возможностей для развития туризма и туристской промышленности, а специализированные организации ООН уделяли особое внимание в своей деятельности проектам, которые могли бы помочь развитию международного туризма.

Конференция рекомендовала два пути для увеличения количества проектов ООН в области развития международного туризма: расширение или включение в бюджет ООН новых статей на техническую помощь или оказание приоритетов проектам, носящим туристский характер.

Конференция информирована о наличии у ЮНЕСКО программ развития институтов по подготовке персонала, обеспечивающего совершенствование туризма, а также поддержки музеев, художественных галерей, восстановления памятников и исторических мест и т.д.

Конференция рекомендовала в качестве одного из видов помощи для развития международного туризма предоставление долгосрочных займов с низкими процентными ставками из таких источников, как Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация.

На конференции были заслушаны доклады о программах двусторонних и многосторонних соглашений, помощи в подготовке персонала на местах, о стипендиях, проектах, курсах подготовки и предоставлении экспертов; рекомендовано, чтобы одно из учреждений ООН или орган, назначенный ей, такой, как МСОТО, разработал доклад о сотрудничестве стран в области международного туризма как в национальном, так и в региональном масштабах.

Конференция отметила много примеров региональной помощи и сотрудничества со стороны таких органов, как МСОТО, ОАГ, ЛАГ, и рекомендовала расширение программ регионального характера в рамках системы учреждений ООН, направленных на лучшую координацию планирования и обмен информацией в области международного туризма.

Изучив предложения двух своих комитетов и одобрив их в своих рекомендациях, Конференция решила представить их Экономическому и Социальному Совету ООН.

Принимая во внимание значение и широкий масштаб международного туризма, а также стремясь к его комплексному развитию во всех частях мира, Конференция решила предложить Экономическому и Социальному Совету облегчить присоединение к вышеуказанным рекомендациям всем заинтересованным государствам независимо от того, состоят ли они членами ООН.


На главную

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)

|